Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Мнения

Вернуться к списоку статей
Дмитрий Конов
Председатель правления нефтехимического холдинга СИБУР
Все статьи автора
25.08.2015 / 12:32

"В публичной риторике многоплановая тема промышленной политики начинает сводиться к теме импортозамещения в крайних, фастфудовских формах..."

"Убить корову, которая еще способна давать молоко". Эта аналогия приходит на ум, когда наблюдаешь, как в публичной риторике многоплановая тема промышленной политики начинает сводиться к теме импортозамещения в крайних, фастфудовских формах. 

По факту предлагается разрушить сложившуюся модель работы – как в текущей операционной деятельности, так и в реализации инвестпроектов. Наша промышленность, безусловно, способна "давать молоко" и давать его еще больше, но для более устойчивого и быстрого роста ей нужно импортное "сено" в виде зарубежных технологий, оборудования и финансирования. 

Мы поддерживаем курс правительства на импортозамещение и сами уже давно ведем такую работу, например, с потенциальными поставщиками машиностроительного оборудования для наших проектов. Сегодня крупный бизнес, включая СИБУР, берет на себя лидерство по отдельным направлениям импортозамещения. В частности, мы активно работаем по направлению катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии, которые могут более активно замещать иностранные аналоги. 

Но объективно не вся промышленная продукция, в первую очередь оборудование, подлежит немедленному импортозамещению без ущерба для промышленного роста. Переход на российские аналоги в области сложных, высокотехнологичных видов промышленного оборудования и сервисов – процесс, требующий от двух до пяти лет минимум, просто в силу временного цикла технологического внедрения. Форсированное введение требований о локализации оборудования не только не решит проблему, но и поставит под угрозу инвестпроекты в отрасли – в том числе те, конечная продукция которых как раз и направлена на импортозамещение.

Другой аспект, связанный с импортозамещением, о котором следует помнить всегда, – это стоимость. На обывательском уровне нам кажется, что произвести в России дешевле, чем за ее пределами. На самом деле во многих случаях мы сталкиваемся с ситуацией, когда это просто невозможно, поскольку у того, кто давно и массово производит нужную нам продукцию, это уже отработанный процесс с низкой себестоимостью.

Импортозамещение как общий курс и по-настоящему хороший рекламный слоган не отменяет необходимости дальнейшего решения накопившихся проблем в части стимулирования промышленного развития: строительства логистической и другой инфраструктуры, получения длинных денег, дальнейшего упрощения техрегулирования, формирования внутреннего спроса на современную энергоэффективную продукцию не в виде пожеланий, а в виде требований и стандартов, перехода от размазывания ресурсов "тонким слоем" к адресной и существенной поддержке тех проектов, за которыми стоят кадровые, инвестиционные, технологические ресурсы. 

Должна заработать господдержка экспортеров – нужно признать, что экспорт продукции де-факто и материально лучше любых деклараций свидетельствует о конкурентности российских товаров на глобальном рынке. Сегодняшняя ситуация актуализирует все эти моменты, они должны стать составными частями долгосрочной стратегии импортозамещения, закрепиться в законодательно-нормативной базе и институтах разного уровня".

Из опубликованной на сайте "Ведомостей" статьи.

Вернуться в раздел