Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Блоги

Вернуться к списку статей
Алексей Исмаилов
Все статьи автора
28.01.2011 / 17:23

Модернизация инноваций

Ушедший 2010 год для российской химической промышленности выдался насыщенным. Он запомнится как знаковыми событиями в сфере международного сотрудничества – первым дедлайном регистрации по REACH, вступлением России в Cefic и ICCA и получением членства в комитете по СГС при ЮНИТАР ООН, так и не менее важными внутри страны.

Прошедшее 13 сентября 2010 г. в Нижнем Новгороде выездное заседание Правительства РФ, посвященное развитию нефтегазохимии, подтвердило: совещание в Нижнекамске в 2009 г. не было единичным случаем. Государство наконец-то заинтересовалось тем, чем раньше занимались исключительно бизнес и общественные организации – состоянием химического комплекса. Сложно поспорить с тем, что это совещание – самое важное, что произошло в российской химии не только за 2010 год, но и за десяток предыдущих.

Некоторые решения, принятые по итогам выездного заседания правительства, уже активно обсуждались. В частности, не так давно Минэнерго завершило первый этап разработки Плана развития газохимии. Но среди поручений, которые были даны в Нижнем Новгороде, были и другие, не столь известные – пока. Тогда же было принято решение о создании Национального центра инновационного развития на базе РХТУ им. Д.И. Менделеева. Министерствам, РАН и Правительству Москвы было поручено проработать вопрос об организации такого центра. Президент РХТУ им. Д.И. Менделеева, академик РАН П.Д. Саркисов на 48-ом Совете РСХ выступил с докладом о проекте.

В основе будущего Центра лежит триединая система "федеральные органы – высшая школа – бизнес". На круглом столе, прошедшем 16 ноября 2010 г., были заложены основы взаимодействия стратегических партнеров Центра – государства, научных организаций и промышленности. Стать бизнес-партнерами проекта уже пожелали такие компании, как "ЛУКОЙЛ", "СИБУР", "ФосАгро", со стороны РАН - Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева, Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского, Институт общей неорганической химии им. Н.С. Курнакова и другие. Среди приоритетных направлений работы Центра - комплексная экспертиза крупных инновационных проектов в области химической технологии, разработка и реализация государственных проектов по импортозамещению, экспертные оценки социальных, экологических и техногенных последствий от реализации крупных проектов, связанных с химическими технологиями и другие – то, чего сегодня зачастую недостает отрасли.

Теоретически такая схема должна в полной мере задействовать научно-технический потенциал РАН, ВУЗов, НИИ. Кроме того, создание Центра помогло бы координировать исследования, которые проводятся изолированно во многих научных институтах. Остается главный вопрос – как это будет выглядеть на практике? Ведь если в советский период, когда не существовало проблем "интеллектуальной собственности" и патентов, все крупные и мелкие открытия сваливались в "общий котел", а обмен опытом всячески поощрялся, сегодня по понятным причинам ситуация несколько иная. Так сможет ли новый Центр действительно помочь отстроить отрасль, или дело ограничится очередным "музеем инноваций и нанотехнологий"?

Вернуться в раздел