Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Два слоя

30.11.2013 / 18:00

Новая линия БОПП-пленки в Томске решает не только задачи «Биаксплена», но и расширяет рыночные перспективы «Томскнефтехима»

6 ноября «Биаксплен» - «дочка» нефтехимического холдинга СИБУР, производящая БОПП-пленки, - запустил новое производство в Томске. На торжественной церемонии открытия линии на небольшой трибуне возле традиционной для таких случаев красной кнопки стояли рядом губернатор Томской области Сергей Жвачкин, председатель правления «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон и генеральный директор СИБУРа Дмитрий Конов. Символичность этой сцены в том, что десять лет назад именно «НОВАТЭК» стал первой российской компанией, которая приступила к практической реализации инвестиционного проекта по строительству современной линии по производству БОПП-пленок, подписав договор на поставку импортного оборудования. Тогда российский бизнес только открывал для себя этот рынок, в числе этих пионеров был и независимый в ту пору «Биаксплен», начавший реализацию своего проекта спустя несколько месяцев после «НОВАТЭКа». Пять лет назад «Биаксплен» укрепил свои позиции на рынке, приобретя ряд других производителей БОПП-пленки, среди его конкурентов независимым остался как раз «НОВАТЭК-Полимер» и еще один существующий и поныне производитель – «ЕвроМетФилмз». Четыре года назад СИБУР приобрел «Биаксплен», и менее чем через год - «НОВАТЭК-Полимер». Почти сразу после этого стало известно, что Леонид Михельсон покупает СИБУР у «Газпромбанка». И полтора года назад СИБУР консолидировал 100% «Биаксплена». Колесо истории БОПП-пленок в России сделало полный оборот всего за десять лет, и главные ее действующие лица вновь оказались рядом на запуске самой мощной в стране единичной линии (38 тыс. тонн в год) и первой в восточной ее части. Но если десять лет назад перед российскими инвесторами стояли задачи максимально быстро закрепиться в пустующей нише, то сегодня перед вполне сформировавшейся и самостоятельной отраслью БОПП-пленок стоят совершенно иные задачи.

Главное направление

После запуска в 2013 году новых производств полипропилена в Омске и Тобольске мощности российских предприятий по этому полимеру формально превысили емкость внутреннего рынка. Влияние новых объемов как импортозамещающего фактора стало заметно уже во 2 квартале 2013 года – продукции «Полиома» удалось существенно потеснить на рынке импортные поставки из Туркмении. Согласно прогнозам, уже в 2014 году отечественный сегмент производства полипропилена по крайней мере в части гомо-полимера окажется нетто-экспортером.

Вместе с тем, общеотраслевое мнение по поводу перспективы экспорта российских полимеров за последнее время существенно изменилось. Опасения насчет успеха полномасштабного выхода отечественных производителей на внешние рынки проникли на высший государственный уровень: министр энергетики Александр Новак на совещании по развитию нефтехимии в Тобольске де-факто констатировал необходимость делать акцент все-таки на развитии внутреннего спроса, не полагаясь всецело на теоретические возможности экспорта излишков. Внешнеторговые проблемы наблюдаются уже сейчас: Турция, рынок которой многие отечественные производители не раз называли одним из самых привлекательных для экспорта, с начала 2013 года ввела таможенные ограничения на ввоз российского полипропилена, что уже привело к его сокращению. Аналогичные ограничения (повышение ввозной пошлины с 3% до 6,5%) ждут российских экспортеров с начала 2014 года и в Евросоюзе. Ситуация наглядно сигнализирует о правоте долгосрочной ставки Министерства энергетики на внутренний рынок.

С точки зрения же внутрироссийского спроса на полипропилен именно сегмент пленок остается наиболее значимым: по разным данным, этот бизнес формирует от 17% до 25% спроса на полимер. И в свое время решение СИБУРа войти в бизнес БОПП-пленок отчасти основывалось именно на желании создать внутригрупповой спрос на полипропилен для минимизации части экспортных рисков при вводе новой крупной мощности – «Тобольск-Полимера».

Однако анализ статистики рынка полипропиленовых пленок как потребителя полипропилена не позволяет однозначно назвать его безоговорочным кандидатом на роль главного локомотива внутреннего спроса. После нескольких лет двузначного роста, в последние годы увеличение потребности сегмента в сырье существенно замедлилось. Так, по данным «Маркет Репорт», в 2007-2012 годах спрос на полипропилен со стороны сегмента экструзии пленок прирастал в среднем (AAGR) на 20% в год и в 2012 году достиг уровня 155,4 тыс. тонн. Однако аналогичный показатель среднего годового прироста за последние два года составил  5% (в 2011 году имело место снижение спроса на полипропилен со стороны пленочных производств, что, видимо, было связано с инцидентом на «Ставролене» и общим дефицитом сырья). Что касается БОПП-пленок (на них приходится 85% спроса на полипропилен в сегменте экструзии пленок), то прогноз «Маркет Репорта» по росту спроса до 2015 года вполне приличный для рецессирующей российской экономики, но уступающий динамике прошлых лет: в среднем, 5% в год.

При этом уже сегодня российские мощности по БОПП-пленкам превосходят спрос, который по итогам 2013 года прогнозируется «Маркет Репортом» на уровне 130 тыс. тонн. С учетом новой линии в Томске они составляют 174 тыс. тонн в год (помимо мощностей «Биаксплена» это линия на 25 тыс. тонн в год компании «ЕвроМетФилмз»). Дополнительно в стадии реализации находится еще два проекта: «Биаксплен» в 2014 году планирует запустить новую линию мощностью 30,5 тыс. тонн в год на площадке в Новокуйбышевске, а ростовская многопрофильная группа «Мегаполис» рассчитывает в 2014 и 2015 годах двумя очередями запустить в городе Шахты Ростовской области новое производство «Вотерфолл Про» мощностью 60 тыс. тонн в год. Таким образом, в 2015 году совокупные мощности могут на 85% превысить прогнозный спрос на БОПП-пленки. В чем же тогда логика таких инвестиций?

Больше, чем кажется

Впрочем, есть основания считать, что описанные выше эффекты больше арифметические, нежели реальные, и потенциал у рынка значительно выше, чем кажется. Генеральный директор «Биаксплена» Антон Матвиенко в беседе с "Рупеком" указал на то, что среднедушевое потребление БОПП-пленок в России составляет 0,9 кг/чел, в то время как аналогичный показатель в Европе – 1,7 кг/человека. С ростом качества жизни в России спрос на современную упаковку будет неизбежно расти, так что в пересчете европейского показателя на текущую численность населения России можно говорить о рынке в порядка 244 тыс. тонн ежегодно.

Кроме того, сегмент БОПП-пленок характеризуется исключительно неравномерным географическим распределением мощностей: 44% сконцентрировано в Центральном федеральном округе, 34% - в Приволжском, и вот теперь 22% в Сибирском. Однако на территории федеральных округов, в которых проживает 40% населения страны, вообще нет никаких мощностей: на Северо-западе, Урале, Дальнем Востоке и т. д. Соответственно, в этих регионах, особенно на востоке страны незначительно развит и спрос на БОПП-пленки со стороны производителей конечной упаковки. По мнению Антона Матвиенко, именно такая драматическая диспропорция и является главной скрытой возможностью сегмента БОПП-пленок: в частности, появление собственной региональной и достаточно крупной мощности в Сибири сможет стимулировать создание и рост спроса со стороны конечных потребителей.

Также в случае с БОПП-пленками нельзя говорить и о внутреннем рынке России, как некой автономии от рынков стран бывшего СНГ. Из-за динамичного развития мощностей в нашей стране в 2003-2006 годах, отечественные производители вышли на первые роли в поставках этой продукции в страны ближнего зарубежья. Тем более, что у наших соседей ситуация с сырьем для производства БОПП-пленок складывается значительно хуже: пока нет своего производства полипропилена в Казахстане, с начала 2012 года не работает производство на Украине и т. д. По данным «Маркет Репорт», экспорт БОПП-пленок в 2012 году составлял 22 тыс. тонн или 21% от производства. Прогноз на 2013 год еще выше – 35 тыс. тонн и 28% соответственно.

Особую роль тут играют поставки в страны Таможенного союза: согласно обязательствам перед ВТО, с начала 2015 года ввозная пошлина на полимерные пленки в страны союза должна снизиться с текущих 10% до 6,5%, а потому для российских производителей принципиально важно успеть закрепиться на рынках Белоруссии и Казахстана. Именно поэтому опережающее внутренний спрос развитие мощностей в России является необходимостью. Например, как сообщил «Рупеку» Антон Матвиенко, производственная площадка «Биасплена» на территории «Томскнефтехима» с точки зрения территории и зданий подготовлена для размещения – при необходимости, - еще одной аналогичной линии.

Два зайца

Линия, запущенная в Томске, по многим параметрам находится на лидирующих позициях в России. Как уже было сказано, это самая мощная линия с потенциалом годового производства до 38 тыс. тонн. Кроме того, это также самая широкая в стране линия, способная производить пленку до 8,7 метров шириной. EPC-подрядчиком в этом проекте выступила французская компания ESSOP Technologies, чье оборудование в российском сегменте БОПП-пленок хорошо известно по ранее реализованным проектам: как в поздравительной речи припомнил генеральный директор ESOPP по региону Европа-Ближний Восток Жан-Пьер Дарле, он принимал участие в запуске первой в СССР БОПП-линии аж в 1987 году.

Для СИБУРа, как производителя базовых полимеров, эта линия решает не только маркетинговые задачи «Биаксплена» по освоению новых рынков и минимизации издержек по транспорту сырья. Как известно, с реализацией проекта «Тобольск-Полимера» холдинг получил мощнейшее в стране производство гомо-полипропилена, которое, надо признать, навязывает неравную конкуренцию и другим площадкам внутри СИБУРа. Среди прочего, «Томскнефтехим» из-за географии локализации уступает «Тобольск-Полимеру» с точки зрения железнодорожных издержек на доставку гранулята в центры спроса в европейской России. Выход для минимизации этой ненужной внутренней конкуренции – разделение сбытовых ниш двух площадок через марочный ассортимент, либо разделение географий сбыта.

Собственно, работу по первому направлению «Томскнефтехим» начал задолго до пуска «Тобольск-Полимера», осваивая производство сополимерных марок. Размещение же на томской площадке мощной линии «Биаксплена» - шаг во втором направлении: при максимальной производительности она сможет потреблять до четверти всего производимого «Томскнефтехимом» сырья. И тут как нельзя кстати пришлась близость R&D центра СИБУРа «НИОСТ». Дело в том, что современное высокоскоростное оборудование для экструзии многослойных пленок очень требовательно к качеству и параметрам сырья. Как сказал «Рупеку» Антон Матвиенко, «НИОСТ» совместно с «Томскнефтехимом» разработал для новой линии «Биаксплена» специальную марку полипропилена, которая по некоторым параметрам превосходит импортные аналоги. Таким образом, выбор именно Томска для размещения новой БОПП-линии позволил СИБУРу одновременно решить как минимум две отдельные задачи, стоящие перед разными подразделениями бизнеса холдинга. В наши дни примеры успеха подобных универсальных решений достаточно редки.

Вернуться в раздел