Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

На двух стульях

23.06.2013 / 22:37

Минрегионразвития предлагает отложить до 2014 года подготовленные Госстроем по поручению Дмитрия Медведева изменения в свод правил «Тепловая защита зданий». Эти изменения были направлены на снижение энергозатратности зданий и стимулирование перехода к оценке строительства и его стоимости в разрезе всего жизненного цикла здания.

Автор: Дарья Рыбина

Так сложилось, что техническое регулирование в России является одним из самых действенных инструментов усиления или наоборот ослабления позиций тех или иных обрабатывающих отраслей и подотраслей. Зачастую вокруг проектов изменения в технические нормы и правила разворачивается обширная дискуссия, аргументы сторон в которой, в конце концов, уходят далеко от обсуждения тех конкретных задач, которые данная норма должна решать. Ярко данный тезис проявился на примере истории со СНиПом «Тепловая защита зданий», актуализированная версия которого должна вступить в силу с 1 июля этого года. Задевая большое количество проектировочных организаций, строительных фирм и поставщиков стройматериалов, данная норма оказалась в центре бурного обсуждения, а аргументация сторон затронула и сравнительные качества новых, старых и альтернативных строительных материалов, и судьбу иностранных инвесторов, вложившихся в эту индустрию, и даже перспективы домостроительных комбинатов. И где-то на втором плане затерялась та задача, которую данная норма должна решать: снижение стоимости жилья. Оказалось, впрочем, что государство и общество не может определиться, что же нужно снижать в первую очередь: то ли стоимость при покупке (которая, вообще говоря, спекулятивна и с себестоимостью мало связана), то ли полный комплекс расходов на всем периоде жизненного цикла (через повышение энергоэффективности зданий).

Актуализированная версия 100-страничного СНиПа «Тепловая защита зданий» - это фактически новый документ, призванный заменить прежний, принятый десять лет назад. Разработчик проекта, НИИ Строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук, на протяжении более 50 лет был главным идеологом и создателем свода правил «Тепловая защита зданий», готовя обновленные редакции и в 1979, и в 2003, и в 2011.

В своих отчетах НИИ отмечал, что актуализированная версия докладывалась на 30 конференциях, была опубликована в 20 журналах и собрала в общей сложности 338 замечаний. Такой интерес свод правил вызвал из-за предложенных в нем новых требований к теплотехническим характеристикам, которые устанавливали понижающий коэффициент на 37% по стенам и на 20% по окнам. Фактически предлагалось удешевить строительство за счет экономии на изоляционных материалах (в том числе полимерных) в ущерб объемам теплопотребления внутри помещения.

После двухлетних бурных дискуссий и протестов всех игроков строительной индустрии коэффициент оставили тем же, что и в действующем СНиПе 2003 года, то есть равный единице. Также было оговорено, что этот коэффициент может быть снижен при проектировании, но если при этом все же соблюдаются (тем или иным способом) требования по теплопотреблению. Однако этим шатком компромиссе споры об экономии на строительстве и энергоэффективности зданий вряд ли закончатся.

Изменение первое и главное

Необходимость более широкого применения нефтегазохимической продукции в строительстве и ремонте жилья, коммунальных и промышленных объектов, дорог была отмечена еще в поручениях тогдашнего премьера Владимира Путина по итогам совещания в Нижнем Новгороде в 2010 году. И затем также была зафиксирована в "Плане развития газо - и нефтехимии на период до 2030 года". Рынок строительства и ЖКХ мог бы статья ключевым для развития отрасли.

Спустя несколько месяцев после подписания «Плана 2030» у зампредседателя правительства Дмитрия Козака прошло совещание по вопросам энергоэффективности, на котором было решено внести поправки в СНиП "Тепловая защита зданий". Затем о мерах по стимулированию применения новых материалом в строительстве говорил председатель правительства Дмитрий Медведев в ходе совещания по случаю торжественного запуска второй очереди производства вспенивающегося полистирола в Перми. По результатам встречи вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минрегиону, Минпромторгу и Росстандарту подготовить предложения по внесению в СНиПы изменений, которые обеспечивали бы повышение требований к энергоэффективности зданий.

Разработкой поправок в итоге занялся недавно реанимированный Госстрой (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству). Спустя месяц после совещания в Перми специалисты подготовили проект соответствующих изменений. Документ закрепляет требование по постепенному снижению расхода тепловой энергии. Начиная с 2013 года строителям, согласно этому проекту, нужно закладывать на 15% меньшее энергопотребление здания.

По сути, требования, содержащиеся в предложениях Госстроя дублируют показатели, содержащиеся в ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», принятому еще в ноябре 2009 года. Согласно этому закону с 1 января 2011 года потребление тепла должно было сократиться на 15% по сравнению с уровнем 2007 года (который принят за базовый), с 2016 года – на 30%, а с 2020 года – на 40%.

Изменение фактически вносит в СНиП четкое определение требований энергоэффективности к строительным объектам. Подобных категорий в утвержденном СНиПе нет. Как нет и самого понятия "энергетическая эффективность". Однако благая, казалось бы, для отечественной экономики цель, устроила не всех участников строительного рынка. И как и в случае с проектом СНИПа ранее, отрасль окунулась в бурную дискуссию теперь уже по существу проекта Изменений к нему.

Позиции на баррикадах

Одними из первых с критикой проекта Изменений выступила «Ассоциация производителей керамических материалов» (АПКМ). В своем открытом обращении ассоциация обвинила Госстрой в лоббировании интересов узкого круга производителей теплоизоляции: "Сколько еще времени и сил надо потратить, чтобы решить узкие вопросы отдельных, в основном зарубежных производителей?". Аргументация спорная, учитывая, что на рынке теплоизоляции основная часть производителей – российские компании (согласно исследованию компании "Строительная информация", на начало 2012 года в России была представлена продукция более 60 отечественных и около 20 иностранных поставщиков различных теплоизоляционных материалов). Свое обращение ассоциация направила в Минрегион с требованием отклонить проект Изменений №1.

Следом за АПКМ выступил разработчик базового текста СНиПа НИИ Стройфизики с письмом в адрес министра регионального развития, где также предложил отклонить проект Изменений №1, а попытку его введения называл "экономической диверсией". По мнению Игоря Любимова, директора института, "новые требования приведут к увеличению использования дорогих теплоизоляционных материалов с непроверенной долговечностью, а также к резкому снижению применения новых эффективных строительных материалов, хорошо зарекомендовавших себя в практике строительства, таких как изделия из поризованной керамики, автоклавного газобетона и др. Дело осложняется тем, что зарубежные инвесторы вложили средства в развитие производства этих материалов, и искусственное снижение объема их применения в строительстве подорвет доверие к нашей стране со стороны иностранных инвесторов". Любопытно, что аргументация НИИ Стройфизики в части «зарубежных инвесторов» прямо противоречит доводам АПКМ.

К дискуссии на стороне принятия Изменений подключилось НП «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (НП "АВОК"). Президент партнерства Юрий Табунщиков сетует: "Данные, содержащиеся в актуализированной версии СНиПа, в какой-то степени оговаривают тепловое потребление зданий, но никак не электропотребление, расход первичного топлива и эмиссию углекислого газа в атмосферу. Отсутствие корректных требований по энергоэффективности создает неопределенную ситуацию с проектированием, строительством и реконструкцией зданий".

В целом, аргументация противников Изменений №1 строится вокруг тезиса о том, что добиться снижение энергопотребления можно за счет увеличения толщины стен при традиционных стройматериалах или через использование утеплителей. Однако в проекте Госстроя собственно об этом ничего и не говорится. Цель – достигнуть снижения энергозатратности зданий как через утеплители, так и систему вентиляции, альтернативные автономные источники энергии и другие инструменты.

С позицией Госстроя согласен Александр Фадеев, исполнительный директор некоммерческого партнерства "Росизол". По его мнению, энергоэффективность зданий - это не обязательно увеличение толщины стен и необязательно какой-то определенный изоляционный материал: "Конечный выбор – использование керамики или, скажем, пенополистирола, - принимает проектировщик, задача которого в соответствии с новыми дополнениями к СНиПу добиться снижения энергозатратности дома на 15% любыми способами вплоть до солнечных батарей на крыше".

Судьба проекта Изменений волнует всех участников строительной отрасли. Обращения, письма и предложения стекаются в ведомство, которое должно принять окончательное решение по данному вопросу - Минрегионразвития.

Сколько процентов?

В середине марта СНиП "Тепловая защита зданий" и поправки к нему обсуждались на совещании у директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Алексея Уварова. Говоря о принятом своде правил, замруководителя департамента государственной политики в сфере строительства и архитектуры Минрегиона Алексей Волков отметил, что предлагаемые ранее пониженные теплотехнические характеристики стен и окон все же приведут к сокращению издержек на отопление (не понятно, впрочем, каким образом). Касаемо проекта Изменений этого СНиПа Алексей Волков высказал убеждение, что заложенные в нем требования приведут к увеличению стоимости строительства на 4-15% (ссылаясь на экспертные оценки). А также может остановить промышленность из-за нехватки времени на перепрофилирование заводов домостроительных комбинатов. Поэтому к мониторингу вопросов законодательного регулирования энергоэффективности зданий было решено вернуться в течение этого и следующего годов.

Комментируя цифру "4-15%" в Департаменте ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России объяснили, что "можно просчитать на одном объекте, насколько увеличится смета от использования того или иного вида теплоизоляции, но если говорить сразу обо всех сооружениях, промышленных объектах, зданиях и т.д. то сделать такой расчет в целом для отрасли просто невозможно".

Вообще, анализируя прения вокруг проекта Изменений, складывается ощущение, что и участники отрасли традиционных материалов и отдельные представители госвласти не до конца понимают современное положение вещей в мире строительных технологий. Им кажется, что добиться снижения потерь тепла можно только за счет более толстой стены (например, кирпичной). Конечно, если идти таким путем, рост себестоимости строительства будет значительным.

Но ведь весь мир уже давно решает проблемы энергоэффективности или через недорогие современные полимерные утеплители, или через более совершенные архитектурно-инженерные решения и системы рекуперации потерь. «Утепление дома – это минимальная часть стоимости строительных работ, порядка 2-5%, при этом утепленный дом энергоэффективнее неутепленного в разы, так как значительно экономит затраты на обогрев», - объясняет Юрий Савкин, генеральный директор Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола.

Поэтому наивно считать, что отказавшись на время от изменений к СНИПу, государство сможет оградить строительную отрасль и граждан от роста цен на жилье. По словам председателя совета директоров НП «Объединенный совет по техническому регулированию в строительстве» Николая Гаврилова-Кремичева, в рыночной стоимости зданий доля стройматериалов (включая теплоизоляционные) не превышает 20-30%. Главным же драйвером является спекулятивная и коррупционная составляющая и добиваться целевого снижения цен на 20%, по словам экспертов, продуктивнее путем управления рынком недвижимости, а не техническими нормами.

Ну а в целом все эта история создает однозначное впечатление: помимо стремления государства к абстрактной энергоэффективности, стройной системы понятий и уже тем более плана действий в этой сфере ни у кого нет. А потому «заплаточные» корректировки нормативной базы никогда не позволят эффективно решать задачи снижения энергоемкости российской экономики. Для реализации всех озвученных деклараций нужна большая работа по созданию принципиально новой и – самое главное, - комплексной межотраслевой архитектуры технических норм и стандартов. Пока даже не ясно, какая государственная структура может взять на себя эту работу. Что касается нефтехимии, то отрасль вполне готова ответить на запросы промышленности на современные энергоэффективные материалы.

Вернуться в раздел