Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Российские шины: курс на выживание

6.03.2013 / 13:13

К 2017 году импортная пошлина на готовую шинную продукцию снизится до 10% - это в два раза меньше нынешней. На грузовые покрышки ставка будет в полтора раза меньше уже к 2015 году. То, что ВТО губительна для отечественной шинной подотрасли, ни для кого не секрет. «Рупек» проследил за тем, что предпринимают производители покрышек, чтобы остаться на плаву и конкурировать с импортом.

Автор: Дарья Рыбина

Один из лидеров отечественной отрасли «Кордиант» уже подсчитывает убытки от наплыва китайского дешевого импорта: в ближайшие пять лет холдинг потеряет более 4 млрд рублей по легковым шинам и 2,2 млдр рублей – по грузовым. Другой флагман «Нижнекамскшина» ожидает для себя ежегодные потери в 4,6 – 6,2 млрд рублей (15-20% от выручки 2011 года), сообщала пресс-служба правительства Татарстана в октябре прошлого года. Агрессивная политика импортных поставщиков, впрочем, не является неожиданностью последнего года. По данным Минэкономразвития, ежегодный рост поставок импортных шин имеет место с 2009 года. Так, за 10 месяцев прошлого года импорт автошин вырос на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

Российский рынок остается привлекательным для зарубежных производителей. Фонд Tech Sci Research опубликовал год назад отчет (Russia Tyre market forecast and opportunities, 2017), в котором прогнозировал рост объемов производства шин в России к 2017 году на 16%. Такие темпы – одни из самых быстрых в мире. В свою очередь, компания «Кордиант» прогнозировала, что 2012 год будет рекордным – емкость российского шинного рынка может достичь уровня в 60 млн. штук. Кстати в 1 полугодии прошлого года рынок, действительно, прибавил 25% по сравнению к аналогичному периоду 2011. Открытым остается вопрос, насколько наши компании окажутся конкурентоспособными на этом динамичном рынке.

Как известно, шина – это продукт, завершающий длинную цепочку технологических переделов. Чтобы с конвейера «Нижнекамскшины» сошла готовая покрышка, задействован труд работников 10 предприятий. Российский Союз химиков в своих сообщениях приводил цифру – 300 тысяч человек, именно столько, по подсчетам ассоциации, грозит оставить без работы закрытие предприятий шинной промышленности.

О шинных компаниях замолвите слово…

С октября прошлого года началась активная разработка перечня мер дополнительной поддержки наиболее чувствительных секторов экономики при вступлении в ВТО. Крупный бизнес и ассоциации через РСПП представили в Правительство финансово-экономическое обоснование дополнительных объемов поддержки за счет бюджета. В итоге получился перечень, состоящий из 19 отраслей, в том числе и химической промышленности.

Как раз в период согласования документа прошла Комиссия РСПП по химической промышленности, посвященная проблемам российских шинных компаний в связи с вступлением в ВТО. Итогом заседания стали конкретные предложения по поддержке шинников, направленные на имя зампред правительства Аркадия Дворковича. И так как письмо пришлось очень вовремя, некоторые из них попали в План действий правительства, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства России в ВТО.

Бюрократический механизм, впрочем, и здесь сработал не без сбоев и казусов. В этом же документе каким-то чудом оказался пункт о целесообразности повышения экспортных пошлин на синтетический каучук. Рынок СК в России, как известно, профицитный (доля экспорта, по данным ассоциации «Синтезкаучук» в 2012 году составила 64% при полном удовлетворении внутреннего спроса), поэтому такая мера не может быть во благо промышленному сектору. Подготовкой обоснования этого вопроса занимались в начале этого года Минпромторг и Минэнерго (последнее ведомство, кстати, заняло верную позицию и информировало коллег о необоснованности введения вывозных пошлин на некоторые виды каучуков). В Департаменте государственного регулирования внешнеэкономической деятельности историю появления этого предложения и его инициатора не знают. Удивительно и то, что сами предложения по поддержке шинной промышленности почему-то отнесены опять же к компетенции Минпромторга, хотя шины и каучуки перешли в ведение Министерства энергетики.

В Плане действий правительства в большинстве своем представлены очень обобщенные рекомендации – «проработать вопрос», «провести анализ», «оказать помощь в проведении антидемпинговых процедур» и т.д. Но так как консультации с представителями федеральных ведомств по данному документу продолжаются, возможно, более конкретные меры (тем более, что они предложены) не за горами. Можно с уверенностью назвать достижением уже то, что в документе, наконец, появились предложения по шинной промышленности – какой ни какой, а результат.

Лебедь, рак и щука..

Первая стратегическая победа у шинных компаний уже в кармане – нависшие над ними угрозы перед ВТО услышали и признали. Еще в 2009 году некоторые виды покрышек (однако, без учета грузовых шин, для спецтехники и авиации) были даже включены в Перечень чувствительных товаров – это позволяет Евразийской Экономической Комиссии по предложению государства-члена ТС в оперативном режиме принимать решения по изменению ставок ввозных пошлин. Однако в конечном успехе шинных компаний в борьбе против импорта приходится сомневаться – между собой им не удается договориться даже в мелочах.

Одним из камней преткновения стало предложение Комиссии РСПП ввести утилизационный сбор на импортируемые покрышки. Его поддержали «Кордиант» и Алтайский шинный комбинат (АШК). Против же выступили УК «Татнефть-Нефтехим» (управляет «Нижнекамскшиной»), «Нокиан Шина», «Пирелли Тайр Руссия», «Мишлен Русская компания по производству шин». По мнению оппонентов, вместо сбора достаточно будет внести поправки в закон «Об отходах производства и потребления» (который предусматривает право производителей товаров контролировать эффективность использования средств, направляемых этими же производителями на финансирование работ по утилизации их продукции). Инициаторы утилизационного сбора парируют – вносимые поправки предусматривают лишь общую норму об ответственности производителя и импортера товара за утилизацию, а также возможность определения правительством номенклатуры соответствующих товаров и формы ответственности производителя. Поэтому принятие поправок не будет гарантировать введение утилизационного сбора на импортируемые покрышки.

Не нашли общего языка компании и по вопросу создания федерального научно-технического центра по разработке национального стандарта шинной продукции (по аналогии с существующими мировыми стандартами качества). Это предложение поступило от «Татнефть-Нефтехим». Компания видит в этом возможность ограничить доступ на российский рынок низкосортных и содержащих вредные вещества шин. Кстати, этот вопрос уже нашел отражение в Плане действий правительства. С другой стороны, локализованные иностранные компании не видят целесообразности такой структуры – процедура проведения испытаний известна, их лаборатории и центры аккредитованы, соглашения по процедурам разработаны и приняты на уровне Технических регламентов ТС. На их взгляд, создание дополнительной структуры и схемы контроля может привести к двойному регулированию. «Кордиант» и вовсе в вопросах контрафакта выступает за разработку отдельного техрегламента ТС «О безопасности шинной продукции».

В итоге Комиссия РСПП вышла с предложениями, с которыми были более или менее согласны все участники диалога: необходимость разработки целевой программы по развитию шинной промышленности, разработка техрегламента «О безопасности шинной продукции», запрет ввоза б/у покрышек, приоритет для шин, производимых в странах ТС, при осуществлении госзакупок и введение утилизационного сбора.

По поручению Правительства Минэнерго после консультаций со всеми заинтересованными сторонами должно было представить консолидированную позицию по предложениям Комиссии РСПП. Консультации состоялись, консолидированной позиции – не появилось. Такой поворот дал возможность министерству написать ответ в аппарат правительства, не учитывающей предложения ни одной компании.

К сожалению, почти по каждому пункту повестки дня отечественные производители шин фактически спорят друг с другом. И вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, направляют свои замечания и предложения в ведомства напрямую, зачастую об одном и том же, но с разных позиций.

Попытка консолидироваться №…

Вопрос о консолидации российских шинников стоит уже давно. Представляя свою стратегию развития бизнеса до 2018 года, «Кордиант» для реализации планов по увеличению присутствия на рынке на 2% объявил в прошлом году о поисках стратегического партнера. В апреле в интервью СМИ председатель совета директоров компании Вадим Гуринов сказал, что при выборе партнера акцент делается на игроков не первой пятерки, а входящих в двадцатку или даже в тридцатку мировых игроков. Например, чешская Mitas, индийская Apollo, американская Titan. Однако больше информации на эту тему не было.

Несколько лет назад Вадим Гуринов уже выступал за слияние «СИБУР — Русские шины» и «Нижнекамскшины», очень высоко оценивая синергетический эффект этого альянса. «Сейчас мы фактически распыляемся на ненужную конкуренцию друг с другом, — говорил он в одном из интервью. — Обе компании обладают технологиями и оборудованием, позволяющими выпускать и легковые, и грузовые шины субпремиального сегмента. Но доминируют в этом сегменте пока зарубежные производители». С этим была согласна и «Татнефть». Тогда стороны договорились об объединении активов, в результате которого «Татнефть» получала 51% акций объединенной шинной компании, «СИБУР-РШ» — 49%. Однако в конце прошлого года «СИБУР» продал свой шинный бизнес. Воронежский и кировский заводы выкупило СП «Ростехнологий» и Pirelli. «СИБУР-РШ» с оставшимися активами — менеджмент самого шинного холдинга во главе с Гуриновым и структуры Геннадия Тимченко. При таких неравных позициях сторонам так и не удалось договориться о слиянии.

Идею консолидации с сильным партнером не оставляет и «Татнефть». Одно время руководство холдинга рассчитывало на СП с германской Continental. В прошлом году казалось, что договоренность с ней о создании производства по выпуску грузовых шин на базе «Нижнекамского завода шин ЦМК» почти достигнута. Генеральный директор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов несколько раз называл журналистам дату решающей встречи с руководством Continental. Однако внезапно планы Continental по поводу дислокации производства грузовых шин в России поменялись, и выбор был сделан в пользу строительства нового завода в Калуге.

Очевидно, что шинная промышленность не скоро придет к общему знаменателю – каждый живет и работает по своей выбранной стратегии. В конце года «Кордиант» избавился от непрофильного актива, продав производство авиашин «Ярославского шинного завода». Покупателем по неофициальной информации стал Алтайский шинный комбинат. По информации прессы, доля авиашин в выручке «Кордианта» была всего 1-2%. А как ранее рассказывал гендиректор Дмитрий Соков, выход из непрофильных сегментов и структурирование бизнеса – одна из первостепенных задач холдинга. Впрочем, на Комиссии РСПП по химической промышленности гендиректор «Кордианта» в случае возникновения трудностей в России не исключал возможности «перевода активов в Китай, где рынок понятен».

По мнению экспертов, АШК монополизирует узкопрофильные, никем не занятые сегменты рынка, такие как производство авиашин для военных, и новое приобретение – тому подтверждение.

На днях Торговый дом «КАМА» (генеральный дистрибьютор нижнекамских шин) опубликовал итоги работы за 2012 год. Благодаря заключенным контрактам шинная группа «Татнефти» увеличила общий выпуск покрышек на 18,5%. Стабильности работы поспособствовал контракт с «Автовазом»: документ оговаривает условия поставок шин до 2014 года (303,5 млн. шт.), а также новый стратегический партнер – «Фольксваген Груп Рус», который в прошлом году увеличил закупки нижнекамских шин на 48%.

Коммерческие успехи российских подразделений мировых шинных корпораций тоже на лицо: Nokian Tyres увеличила продажи в России в полтора раза по сравнению с 2011 годом. На проданном год назад «Воронежском шинном заводе» СИБУРом совместному предприятию «Ростеха» (бывшие «Ростехнологии») и Pirelli в конце января запущена вторая линия мощностью 2 млн. покрышек в год. Японская Yokohama открыла производство 3,5 млн. шин в год в Липецкой области.

В конце прошлого года «Бриджстоун СНГ», «Гудиер Раша», «Континенталь Тайр Рус», «Мишлен Русская компания по производству шин», «Нокиан Шина» и «Пирелли Тайр Руссия» объединились и создали Ассоциацию производителей шин. У созданного некоммерческого партнерства уже есть детально юридически проработанные предложения по изменениям и дополнениям в законодательные акты РФ, что говорит о выработанной стратегии по лоббированию интересов производителей. Сегодня Ассоциация создала рабочую группу и ведет планомерную работу над поправками в закон «Об отходах производства и потребления» и разработке законодательной базы по техбезопасности транспорта в части покрышек. По обоим вопросам у иностранцев нет общей позиции с отечественными производителями. Последние против ввода стандартов качества, приближенных к европейским, а созданный «Кордиантом» оператор по утилизации – «Русэкошина» - встретил поддержку только «Нижнекамскшины». К тому же российские производители ставят целью борьбу с экспансией китайских покрышек, а зарубежные производители выступают за свободный импорт (даже имея производство внутри страны, они часть продукции ввозят).

За последний год импорт покрышек на российский рынок вырос на 17% при сохранившемся уровне производства российских компаний. Кризис Еврозоны привел к падению внутреннего спроса на шинную продукцию, и как следствие к смене приоритетов производителей в сторону рынков развивающихся стран. Пока российские предприятия пытаются в одиночку выстоять на рынке и подстроиться к ВТО, иностранные конкуренты, локализировавшие свои производства в России, набирают обороты.

Вернуться в раздел