Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Соглашения на бегу

13.12.2012 / 23:15

Нефтеперерабатывающие компании, которые заключили четырехсторонние соглашения с регулирующими органами год назад, не справляются со взятыми на себя обязательствами. Сейчас подавляющее большинство из них просит правительство (которое уже тогда пошло на уступки) внести в документы изменения, позволяющие отодвинуть сроки модернизации некоторых мощностей. Нефтяники и эксперты уверяют, что никакого существенного влияния на рынок топлив это не окажет, и возможно это так, но на некоторых секторах нефтехимического производства потенциальная отсрочка, безусловно, скажется.

Кирилл Мельников («Коммерсантъ»)

Четырехсторонние соглашения российских нефтеперерабатывающих компаний (ВИНК и независимых) с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Ростехнадзором и Росстандартом были заключены в октябре 2011 года. Тогда правительство фактически пошло на серьезные уступки нефтяникам, которые не успели подготовить свои НПЗ к переходу на новые экологические классы топлив согласно техрегламенту. В итоге в его редакцию были внесены изменения, продлевающие оборот в России бензинов и дизельного топлива класса 2 до 31 декабря 2012 года, класса 3 – до 31 декабря 2014 года, класса 4 – до 31 декабря 2015 года. По классу 5 срок не ограничен.

Сроки введения повышенных требований техрегламента неоднократно переносились (все началось еще в 2008 году). Источник в Минэнерго говорит, что введение регламента – политическая задача. «Все понимают, что российский автопарк к этому не готов, что еще слишком много автомобилей, которым даже класс 2 не нужен, - говорит он, — Но считается, что постепенно автопарк будет улучшаться, и нефтяники должны быть полностью готовы к этому. Кроме того, высокая глубина переработки нужна для большой маржи в экспорте тех объемов, которые не уходят на внутренний рынок. Считается, что все наше российское, что идет на Запад, должно быть только хорошего качества, а не полуфабрикат, который потом еще раз перерабатывается». Однако в конце прошлого года в правительстве констатировали, что и в этот раз компании не готовы к запрету оборота топлив класса 2 в начале 2012 года.

Предполагалось, что после переноса сроков ввода новых требований регламента, нефтяники будут отчитываться о ходе модернизации НПЗ каждый год. В соглашениях с госорганами четко прописаны их обязательства по каждому отдельно взятому производству.

Но уже с весны в нефтекомпаниях неофициально давали понять, что в сроки они могут не уложиться. «У нас было крайне мало времени на подготовку соглашений, они подписывались в спешном порядке, поэтому не было возможно представить точно, каков будет ход работ», - рассказал топ-менеджер одной из нефтяных компаний.

График опозданий

К августу «Ростехнадзор» составил отчет о том, как выполняется модернизация на российских НПЗ. Документ стал итогом ряда совещаний, которые прошли вместе с Минэнерго и нефтепереработчиками. В итоге изменения в соглашения с госорганами были согласованы только для одной компании – «Сургутнефтегаза». Почему исключение было сделано только для «Сургутнефтегаза», ни в правительстве, ни в самой компании не комментируют. Источник в Минэнерго считает, что это стало результатом личных договоренностей гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова: компания несколько раз переносила сроки модернизации Киришского НПЗ, испытывая постоянные трудности с его ремонтом. В частности, весной темп работ был серьезно подорван крупным пожаром.

«Сургутнефтегаз» попросил перенести сроки ввода в эксплуатацию установок изомеризации и каталитического риформинга с 2015 на 2016 год, перенести пуск установки гидрокрекинга с 2012 на 2013 год, и установки гидроочистки дизтоплива с 2014 на 2015 год, а также предупреждает об изменениях объемов производства моторных топлив.

Больше всего проблем с соблюдением сроков модернизации оказалось у «Роснефти». Из материалов Ростехнадзора следует, что в 2012 году компания просит снизить обязательства по производству автомобильного бензина на 23 тыс. тонн, дизтоплива – на 2,42 млн тонн, авиакеросина – на 623 тыс. тонн. В 2013 году «Роснефть» просит снизить «норматив» по бензину на 83 тыс. тонн, дизтопливу – на 929 тыс. тонн и авиакеросину – на 757 тыс. тонн. В 2014 год эти «недостачи» увеличатся еще больше: по бензину на 3,62 млн тонн, дизтоплива – на 848 тыс. тонн, авиакеросина – на 1,05 млн тонн. Примерно такая же тенденция будет и к 2015 году. В итоге к 2020 году «Роснефть» просит сократить обязательства по производству бензина на 730 тыс. тонн, дизтоплива – на 119 тыс. тонн, авиакеросина – на 117 тыс тонн.

В части модернизации НПЗ «Роснефть» предлагает сдвинуть сроки ввода в эксплуатацию 23 установок вторичной переработки, в частности 10 установок – на 1 год, 9 установок – на 2 года, 4 установок – на 3 года. Кроме того, «Роснефть» просит уменьшить мощности двух установок: каталитического крекинга на Куйбышевском НПЗ на 100 тыс. тонн в год, и гидрокрекинга на Туапсинском НПЗ на 350 тыс. тонн в год. При этом реконструкция установки гидрокрекинга на Куйбышевском НПЗ исключена из планов по модернизации.

Официально в самой «Роснефти» ход выполнения четырехстороннего соглашения никак не комментируют. Из материалов «Ростехнадзора» следует, что модернизацию ее НПЗ тормозит «длительность разработки проектной документации, задержка поставок критичного оборудования, связанная с поздним заключением контрактов и загруженностью заводов-производителей, логистические трудности при доставке оборудования, ограничения по размерам из-за строительства, непродуманные решения менеджмента при заключении соглашения при отсутствии договоров на поставку оборудования и длительность процедур согласования в компании».

В ТНК-ВР, которая находится в процессе покупки «Роснефтью», ситуация с нефтепереработкой лучше. Компания также просит снизить размер обязательств по поставкам моторных топлив, но не уточняет насколько именно. Также ТНК-ВР не успевает с вводом в эксплуатацию ряда установок на своих НПЗ, ожидается перенос сроков по установке гидроочистки дизеля с 2012 на 2015 год и установке изомеризации с 2013 на 2014 года на Рязанском НПЗ, установки изомеризации на Саратовском НПЗ с 2012 на 2013 год. В ТНК-ВР заявили, что в «настоящее время документ находится на стадии согласования с госорганами». Причины задержки с модернизацией в компании объясняют «длительностью процедур проведения предварительных расчетов, выбора лицензиаров и разработки проектной документации, длительностью процедур согласования в компании, принятие непродуманных решений при заключении четырехстороннего соглашения».

«ЛУКОЙЛ» же обязуется увеличить производство автобензинов с 2013 по 2015 год на 440 тыс. тонн. При этом компания собирается начать строительство второго комплекса каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ с увеличением производства бензина класса 5 на 1,3 млн тонн в год. Ввод в эксплуатацию второй очереди каткрекинга запланирован на 2015 год. Также должна быть увеличена мощность установки гидрокрекинга на этом же заводе с 2,2 до 4,8 млн тонн к 2018 году. На Пермском НПЗ запланировано строительство комплекса переработки нефтяных остатков, который включает в себя новую установку коксования и мощности по гидроочистке вторичных газойлей с планируемым сроком ввода в 2015 году. Но «ЛУКОЙЛ» все-таки просит перенести ранее заявленные сроки по реконструкции блока Г-24/7 с 2012 на 2013 год, блока гидродеароматизации с 2013 на 2014 год на Пермском НПЗ, ввод в эксплуатацию установки каткрекинга с 2015 на 2017 год Волгоградском заводе. Все остальные принятые на себя обязательства в «ЛУКОЙЛе» обещают выполнить в установленные сроки. «Предлагаемая корректировка соглашения более полно отвечает актуальным потребностям рынка РФ по автобензинам и при этом не сокращает обеспечения внутреннего рынка другими топливами. Нынешний российский автопарк пока не требует таких больших объемов высококачественного топлива», - сообщили в пресс-службе «ЛУКОЙЛа».

«Газпром нефть» также обратилась в Ростехнадзор с просьбой об изменении условий соглашений. Компания просит перенести сроки запуска установки производства МТБЭ на Омском НПЗ с 2014 на 2016 год, а начало эксплуатации установки каталитического крекинга на Московском НПЗ с 2015 на 2016 год. Свою позицию перед Ростехнадзором «Газпром нефть» аргументирует «удовлетворенностью потребностей Омского НПЗ существующими объемами производства высокооктановых компонентов моторных топлив, профицитом высокооктановых топлив на региональном рынке, непродуманностью решений менеджмента при заключении соглашения, длительностью процедур согласования в компании».

«Соглашения формировались, когда была старая редакция техрегламента. Предполагалось введение в эксплуатацию целого ряда объектов, которые позволяли повысить октановое число. Но, наш взгляд, объемов высокооктанового топлива на данный момент достаточно. Большая часть российского автопарка не потребляет такие нефтепродукты, - говорит заместитель генерального директора «Газпром нефти» Анатолий Чернер. - Поэтому мы и инициировали пересмотр соглашения в сторону увеличения некоторых сроков, объемов производства это не затрагивает. Сейчас наши предложения рассматривает ФАС, остальные ведомства уже все одобрили».

Совместное предприятие ТНК-ВР и «Газпром нефти» - «Славнефть» - на принадлежащем ей Ярославском НПЗ хочет перенести срок пуска комплекса гидрокрекинга с 2020 на 2022 год.

Другой крупный производитель нефтепродуктов – «Башнефть», - просит перенести сроки завершения реконструкции установки гидроочистки бензина на Уфимском НПЗ с 2012 на 2013 год и предупреждает о снижении объемов производства моторных топлив. Помимо сложностей в поисках подрядчиков, компания жалуется на «затрудненность проектирования из-за повышенной сложности переработки сырья с высоким содержанием серы и примесей».

ОАО «ТАИФ-НК» и ее Нижнекамский НПЗ попросил перенести начало эксплуатации установки депарафинизации с 2013-2014 на 2015 год из-за «недостатка водорода, необходимого для технологического процесса, который будет компенсирован после ввода в эксплуатацию установки производства водорода в 2015 году».

Из-за переноса работ по реконструкции установки каталитического риформинга на Хабаровском НПЗ с 2012 на 2013 год НК «Альянс» также просит внести изменения в соглашение.

Сырьевой передел

«Сургутнефтегаз» пока остается единственной компанией, для которой изменение условий соглашения с госорганами было одобрено. Что касается остальных нефтепереработчиков, то, как говорил министр энергетики Александр Новак, никаких санкций за срыв сроков модернизации не предусмотрено. По словам заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, «любые изменения этих соглашений (в основном они касаются именно уточняющих моментов) не могут и не должны приводить к недопоставке топлива на внутренний рынок… Компании обязаны изыскать дополнительные ресурсы и сформулировать эти предложения, чтобы была обеспечена гарантия поставок». При этом ранее и представители ФАС, и представители Минэнерго, однозначно заявляли, что больше переноса срока ввода новых экологических классов топлив согласно техрегламенту больше не будет.

Большинство нефтяных компаний исторически предпочитали не вкладывать в модернизацию производства, потому что этот бизнес и так являлся высокомаржинальным, считает аналитик ИФД «Капитала» Виталий Крюков. Особенно это касалось «Роснефти», которая предпочитала финансировать добычные проекты, а теперь у компании стоит задача расплачиваться за сделку по приобретению ТНК-ВР, отмечает эксперт. Главное – уложиться в нормативы по экологии, и с этим они в основном справляются, говорит он. Но с 2015 года экспортные пошлины на нефть и темные нефтепродукты должны быть выровнены, поэтому немодернизированные НПЗ станут нерентабельными, говорит Виталий Крюков, и, скорее всего, компании будут просить правительство о сохранении действующей налоговой политики. На рынок нефтепродуктов отставание по модернизации не окажет влияния, считает аналитик Reuters Максим Назаров: пока спрос на высокооктановое топливо высоких экологических классов меньше предложения.

Но если рядовые потребители еще какое-то время не будут чувствовать на себе отставание нефтепереработчиков от графиков модернизации, то нефтехимическую отрасль это коснется уже напрямую.

Во-первых, перенос сроков ввода некоторых установок означает замедление прироста сырьевой базы нефтехимии: ШФЛУ, СУГ и мономерсодержащих фракций. Это особенно критично для тех нефтехимических производителей, которые не имеют собственной базы и вынуждены приобретать сырье у различных производителей малыми партиями, что существенно увеличивает его себестоимость. Это, например, такие компании как «Омский каучук», «Полиом», «Новокуйбышевская нефтехимическая компания».

С другой стороны, по словам Виталия Крюкова, перенос ввода в эксплуатацию установок по производству высокооктановых компонентов (алкилирование, изомеризация и т. п.) может автоматически поддержать спрос на высокооктановые компоненты, которые производят нефтехимические предприятия. В нефтехимическом холдинге СИБУР, крупнейшем производителе высокооктанового компонента МТБЭ сказали, что «компания, разумеется, готова помочь нефтепереработчикам и обеспечить потребности отечественных НПЗ в полном объеме». В холдинге «САНОРС» (который недавно начал производство ТАМЭ) этот вопрос комментировать отказались.

Вернуться в раздел