Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Сергей Иванов: «Вопрос по доставке сырья в Северо-Западный кластер должен быть решен в ближайшие 5 лет»

25.07.2012 / 12:35

Сергей Иванов, главный специалист проектной части ОАО «Пластполимер», из выступления на международной конференции «Кластерное развитие газонефтехимии»

Компания «Пластполимер» занимается разработкой технологий крупнотоннажных пластиков, а также проектированием новых производств, техническим перевооружением и модернизацией действующих. А поскольку мы находимся в Санкт-Петербурге, эта географическая локализация способствует нашему участию в проектах, которые развиваются на северо-западе Российской Федерации.

Северо-Западный газонефтехимический кластер обладает рядом уникальных преимуществ. Во-первых, Северо-Западный федеральный округ сам по себе является крупным потребителем нефтехимической продукции. Это связано как с активным строительством в ключевых городах, прежде всего в Санкт-Петербурге, так и с развитием других потребляющих отраслей. Известно выражение «российский Детройт», который свидетельствует об активной локализации в Ленинградской области предприятий автомобилестроения и сопутствующих отраслей, таких как производство шин.

Кроме того, Северо-Западный кластер является ярким примером концепции размещения нефтехимических мощностей «вблизи рынка»: географическое положение благоприятствует морской торговле нефтехимической продукцией с экспортной ориентацией. Также в регионе достаточно хорошо развита транспортная инфраструктура, имеются квалифицированные профильные кадры и мощные научные и учебные центры. На Северо-Западе также расположены крупные химические предприятия, к нефтехимии, правда, прямого отношения не имеющие. Это заводы минеральных удобрений в районе Череповца и в районе Новгорода. Их наличие говорит о существовании в регионе развитой производственной инфраструктуры, которая с успехом может служить основой для создания новых производств нефтехимической цепочки.

Это все преимущества региона. Но есть один глобальный и пока непреодолимый недостаток. Это нефтехимическое сырье. Давайте посмотрим, какие существуют подходы к решению этой проблемы.

Первый проект - «ТрансВалГаз». Суть его заключается в транспорте по существующему газопроводу в северо-западный регион с севера Тюменской области «жирного» валанжинского газа с последующим выделением и использованием нефтехимического сырья. Вторым проектом был проект «Хорда» - транспорт непосредственно нефтехимического сырья (ШФЛУ, СУГ) по новому продуктопроводу к побережью Балтийского моря. Инициатором проекта был холдинг СИБУР. Но судя по последней информации с учетом объявленных СИБУРом планов по проекту «ЗапСибНефтехим» вероятно, что этот проект далее развиваться не будет.
Есть еще один важный момент. В северо-западном регионе есть другие производства, которые в принципе могут стать источниками сырья для производства полимерной продукции, причем продукции не на основе этилена и пропилена как продуктов пиролиза. Дело в том, что согласно прогнозам «Плана 2030» к 2030 году производственные мощности по полиэтилену и полипропилену должны вырасти в 4-5 раз, что создаст предпосылки для экспорта этих полимеров. А вот по таким крупнотоннажным полимерам, как ПВХ, ПЭТФ и стирольным пластикам будет сохраняться дефицит. Сырьем для производства, например, стирольных пластиков является этилбензол-стирол. Благодаря сотрудничеству с рядом предприятий, находящихся в северо-западном регионе, мы нашли, что кроме пиролиза есть дополнительные источники сырья для производства этилбензола и стирола. А именно – каменноугольный бензол, который выпускается на череповецкой «Северстали» и является для этого предприятия побочным продуктом. Мы провели с ними переговоры, качество этого бензола достаточно, чтобы из него производить этилбензол. Разумеется, для этого требуется еще и этилен. Однако с точки зрения бензола у северо-западного региона есть свои возможности.

Еще существует возможность выпуска фторполимеров на базе сырья, производимого компанией «Аммофос». У них в цепочке минеральных удобрений появляется безводный фтористый водород, который может применяться для получения хладонов, то есть фтормономеров, а из них – фторполимеров. У одного санкт-петербургского института есть технология, позволяющая превратить безводный фтористый водород в кремний-фтористоводородную кислоту, которая в свою очередь является основой для производства фтормономеров и фторполимеров.

Еще можно говорить о цепочке винилацетата и винилацетатных пластиков. Конечно, здесь тоже не обойтись без этилена. Но если привезти в регион уксусную кислоту, то можно получать винилацетат, а из него спектр дефицитных и востребованных винилацетатных пластиков.

География размещения будущих мощностей также очень важна. В этой связи хотелось бы сказать несколько слов о проекте «ТрансВалГаз». Предполагается доставка «жирного» газа в район Череповца. Далее возможны альтернативы. Одна из них предполагает строительство ГПЗ в районе Череповца для выделения фракции С2+ и продуктопровода для ее транспортировки к побережью Балтийского моря (район порта Усть-Луга), где может быть создан крупный нефтехимический комплекс, ориентированный на экспорт. Возможна и иная альтернатива: создание и ГПЗ, и нефтехимического комплекса в районе Череповца с учетом наличия производственной инфраструктуры заводов «Череповецкий Азот» и «Аммофос» компании «ФосАгро», и подготовленных кадров. Такой вариант – чтобы пусть не все, но какая-то часть нефтехимических мощностей размещалась в Череповце, - поддерживается как этой компанией, так и руководством Вологодской области. Ведь кластерный подход подразумевает доводить цепочку стоимости в нефтехимии до конечных изделий. Руководство Вологодской области предлагает создать крупный центр по переработке полимерной продукции в индустриальном парке «Шексна», который находится всего в 40 км к востоку от Череповца.

Еще одним возможным вариантом размещения нефтехимических производств, на наш взгляд, может стать Калининградская область. Во-первых, в области уже запущен завод ПЭТФ. Месторасположение выбрано с учетом экспортной ориентации на Европу. Понятно, что этот козырь может использоваться и по другим нефтехимическим секторам, если бы можно было хотя бы как-то подойти к задаче доставки туда достаточных объемов сырья. Одним из вариантов является строительство ответвления от газопровода «Северный поток». Две нитки этого маршрута уже практически построены, но говорят, что будет и третья, и четвертая, и пятая. Мы проводили переговоры по этому вопросу с зампредом правления «Газпрома» Александром Медведевым, впрямую отказа на эту тему не было.

Руководство области также заинтересовано в развитии газонефтехимии, у них там даже по удобрениям не решены вопросы. И если бы была возможность подать дополнительные объемы газа (в том числе за счет расширения существующих газопроводов, идущих по территории Белоруссии и Прибалтики, за счет морской доставки СПГ и т. п.), можно было бы выделять этан в количествах, достаточных для создания минимальной экономически обоснованной мощности этанового пиролиза. Потому что этот регион крайне привлекателен с точки зрения географии и дальнейшего сбыта продукции.

Однако все эти идеи находятся на этапе обсуждений, потому что все так или иначе упирается в сырье. Главную надежду мы возлагаем на проект «ТрансВалГаз». Если решение по нему будет принято, реальные сроки реализации – не ранее 2017-17 годов. Однако если мы за 5-10 ближайших лет не решим эти вопросы, дальше рынки закроются, и мы не сможем в должной мере использовать те преимущества Северо-Западного кластера, которые заключаются главным образом в географии и ориентации на экспорт.

Вернуться в раздел