Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Регион с особым статусом

18.07.2012 / 10:44

«План 2030» в составе будущих нефтехимических кластеров отводит не последнее место синхронному с якорными мощностями развитию пула малых и средних предприятий по переработке базовой продукции. Эффективными инструментами такого развития могут быть инфраструктурно обустроенные площадки со специальным статусом: особые экономические зоны, технопарки, индустриальные парки, технополисы и т. п. Уже сегодня разнообразным и глубоким опытом во внедрении этих инструментов для развития малого и среднего бизнеса по переработке полимеров обладает республика Татарстан – главный нефтехимический регион страны. Этот опыт получил широкое обсуждение в рамках конференции «Кластерное развитие газонефтехимии», организованной в конце июня компанией «Альянс-Аналитика».

Сегодня в российской нефтехимии понятие «кластер» прочно вошло в обиход, сделавшись неотъемлемым термином во всех дискуссиях вокруг будущего развития отрасли. Нельзя не отметить при этом, что значение этого термина не имеет единой трактовки и зачастую употребляется для обозначения совсем разных вещей. Согласно «Плану 2030», кластер – это «территориально локализованная взаимосвязанная технологическими, производственными, сервисными, сбытовыми циклами совокупность предприятий-производителей крупнотоннажной нефтегазохимической продукции, предприятий-переработчиков, органов местного управления, а также организаций, осуществляющих НИОКР, и образовательных учреждений, использующих общую инфраструктуру, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом».

Как видно из этого определения, нефтегазохимический кластер это не просто сконцентрированная в ограниченной локации группа схожих по профилю предприятий-производителей базовой продукции или услуг. Но именно в этом смысле термин «кластер» часто употребляется в инвестиционных декларациях отдельных регионов. И именно в таком звучании этот термин взят на вооружение отдельными федеральными ведомствами при составлении планов развития подопечных им отраслей, как, например, у Минпромторга.

Второй альтернативной трактовкой этого термина является наименование «кластером» еще более локальной группы малых и средних предприятий по переработке базовой продукции. В таком понимании этот термин и употребляется чаще всего. То есть, по сути термин «кластер» становится объединяющим понятием для более узких видов промышленных территорий со специальным статусом: особых экономических зон, индустриальных парков, технополисов, технико-внедренческих зон и т. п.

«План 2030», описывая основные принципы устройства кластера, делает акцент на таких территориях «кластерного типа». Ведь согласно определению нефтегазохимического кластера, неотъемлемой его частью является пул предприятий, перерабатывающих в конечные изделия базовую продукцию, выпускаемую «большими» заводами внутри кластера. И часто этот вопрос развития и стимулирования малого бизнеса по переработке нефтехимической продукции остается в тени планирования грандиозных базовых мощностей. Однако реальность такова, что именно в этом направлении – развитии малого и среднего бизнеса на особых промышленных территориях, - опыта в России сегодня больше, чем в построении больших кластеров.

Передовым регионом на этом пути можно считать республику Татарстан, где для развития собственной переработки химической продукции уже использованы и активно развиваются основные инструменты: особые экономические зоны, технополисы и индустриальные парки.

Региональная специфика

Выдающиеся позиции республики на этом пути в основании своем имеют достаточно понятные предпосылки.

В 2011 году именно промышленность составляла значительную часть ВРП республики – 44,1%. А большую часть в структуре промышленного производства – 39,2%, - занимает производство нефтепродуктов, нефтехимия, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Таким образом, химические отрасли промышленности являются ключевыми для республики.

Кроме того, еще при прежнем руководстве республики была поставлена задача довести долю потребляемых на территории субъекта продуктов базового нефтехимического производства до 30-35%. Поэтому именно власти Татарстана и являются на сегодня самыми активными инвесторами и драйверами создания и внедрения новых инструментов стимулирования малого и среднего бизнеса по переработке полимеров. Это яркий пример того, что в «Плане 2030» прокомментировано следующим образом: «не только адресные меры государственной поддержки, но и активная позиция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в значительной степени будет определять успех того или иного кластера».

Еще одним немаловажным фактором, предопределившим активное внедрение в Татарстане различных инструментов поддержки и развития бизнеса по переработке нефтехимической продукции, является широчайший ассортимент продукции, выпускаемой якорными отраслевыми компаниями: «Казаньоргсинтезом», «Нижнекамскнефтехимом», «Эластокам» и т. д. Не будет преувеличением сказать, что практически все виды нефтехимической продукции, которая только производится в России, можно найти на заводах Татарстана, и в этом смысле регион в высокой степени самодостаточен. Кроме того, здесь выпускаются некоторые уникальные виды продукции, не производимые более нигде в России, оРокак например поликарбонаты, галобутилкаучуки, сэвилен и т. д. Кроме того, сегодня Татарстан занимает первое место в России «среди лучших регионов для бизнеса» (Forbes), и первое место «по условиям ведения бизнеса» (Ernst&Young).

Восток республики

Исторически одной из первых специальных территорий для форсированного развития малого бизнеса в республике является особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Алабуга» на востоке Татарстана. Она была создана в 2005 году на территории Елабужского муниципального района недалеко от крупнейшего промышленного центра - Нижнекамска. Такое расположение обеспечивает зоне прямой доступ к нефтехимическим предприятиям нижнекамского района (20-60 км) и Казани (210 км). «Алабуга» является крупнейшей в России ОЭЗ промышленно-производственного типа и занимает площадь 20 км2 (2000 га).

ОЭЗ «Алабуга» на 49% принадлежит Министерству земельных и имущественных отношений республики Татарстана, на 51% управляющей компании ОАО «ОЭЗ», которая в свою очередь на 100% принадлежит федеральному Министерству экономического развития. Таким образом, как инструмент стимулирования бизнеса «Алабуга» является полностью государственным образованием. По состоянию на 2012 год государственные инвестиции в развитие этой территории превысили 15 млрд рублей.

В чем заключаются преимущества этой ОЭЗ для потенциального инвестора? Прежде всего это налоговые и таможенные преференции. Вместо стандартного 20%-го налога на прибыль, резиденты зоны платят этот налог по ставке 2% в первые 5 лет с момента получения первой прибыли, по ставке 7% в следующие 5 лет и по ставке 15,5% на весь последующий период до 2054 года. Кроме того, резиденты парка в первые 10 лет имеют нулевую ставку налога на землю (вместо 1,5%), налога на имущество (вместо 2,2%) и транспортного налога. Стоит отметить, что при таких режимах становятся рентабельны те проекты, которые не имеют экономической эффективности на общих условиях.

Также на территории ОЭЗ «Алабуга» действует режим свободной таможенной зоны, то есть «товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза».

Кроме налоговых и таможенных льгот, резидентам парка, разумеется, предоставляются участки с развитой инфраструктурой, как промышленного (железные и автомобильные коммуникации, электричество, газ, вода, тепло, канализация, стоки, средства связи, складские и таможенные комплексы, готовые производственные площади), так и корпоративного и социального характера (офисные помещения, переговорные, точки питания, отдыха, выставочный комплекс). Кроме того, имеется доступ к сервисным услугам: страхование, таможенное оформление и т. п.

Также на территории ОЭЗ «Алабуга» организовано бесплатное подключение к сетям электроснабжения. Для сравнения, стоимость подключения к сетям в Москве стоит порядка 30 млн рублей за 1 МВт, в Татарстане – около 6-6,5 млн рублей за 1 МВт.

Стоимость аренды также является льготной. В среднем она составляет 3 рубля за 1 м2 в год. При этом стоимость приобретения в собственность земельного участка ненамного дороже – в среднем 10,23 рубля за 1м2.

Несмотря на все эти преимущества и близость к производителям базовой нефтехимической продукции, резидентов-химиков в зоне пока немного. К чисто нефтехимическому бизнесу можно отнести, пожалуй, только компании «Полиматиз» (нетканое полимерное полотно), «ЭкоТехнологии Алабуга» (переработка отработанных шин) и «Италтекс» (производство нитей из полиамида и бытовых изделий из них). Однако руководство «Алабуги» рассчитывает на приход новых резидентов именно в сфере переработки нефтехимической продукции.

В общем-то «Алабуга» изначально и не была ориентирована на размещение малых и средних предприятий именно химического профиля. Более или менее профильной особой территорией для развитие бизнеса по переработке полимеров является индустриальный парк «Камские поляны», расположенный на южном берегу Камы в 60 км к западу от Нижнекамска. Эта территория как раз и ориентирована на локализацию малых и средних предприятий по переработке базовой продукции «Нижнекамскнефтехима».

Решение о создании парка кабинет министров республики подписал в августе 2008 года. Проект был профинансирован с трех стороны: Инвестфонда РФ, бюджета Татарстана и средств инвестора, которым выступает ООО «Управляющая компания «Индустриальный парк Камские поляны», учредителями которой являются «НКНХ Инвест» (51%), «Нижнекамскнефтехим» (25%), «Управляющая компания развития малого бизнеса» (24%). В качестве площадки была выбрана территория, некогда сопутствующая незавершенному проекту строительства АЭС площадью 250 га. Первое производство заработало здесь в 2009 году.

Сегодня на территории парка производят в основном изделия из полимеров: стретч-пленки, полипропиленовые волокна и нити различной структуры, древесно-полимерные композиты, полимерные сетки для дорожного строительства, сельского хозяйства и бытового применения. Стоит отметить, что парк пока находится в ранней стадии развития, а потому информации об его инфраструктуре и резидентах пока недостаточно. Известно только, что по уровню электропотребления – 31 МВт в 2011 году, - парк превзошел тот же показатель такого крупного предприятия, как «Нижнекамскшина».

Запад республики

В столице Татарстана Казани находится еще две специальные территории для развития малого и среднего бизнеса в нефтехимической сфере.

Первая их них – хорошо известный «Технополис «Химград», созданный и контролируемый правительством республики. Он занимает территорию предприятия «ТАСМА», которое в свое время выпускало фотографические пленки и светочувствительные пленки специального назначения, но вслед за упадком производства значительные территории оказались избыточными. Более 130 га пространства теперь занимает «Химград».

Как и прочие подобные территории, технополис предлагает своим резидентам как готовые производственные цеха внутри модульных зданий, так и участки под застройку. Общая площадь недвижимости на территории «Химграда» - 750000 м2. Кроме того, технополис гарантирует резидентам подключение к энергоресурсам (природный газ, вода, тепло, холод, электричество), источникам технических газов (кислород, азот, сжатый воздух), а также обеспечивает сбор и утилизацию отходов и стоков. Все процедуры согласований и разрешений берет на себя «Химград», что упрощает резиденту стартовый этап запуска своего бизнеса. Стоимость технологического присоединения – нулевая.

Вместе с этими характерными особенностями индустриального парка, «Химград» также имеет некоторые общие черты с режимом особой экономической зоны. Это в частности льготный налог на имущество (0,1% вместо 2,2%), освобождение от транспортного налога, снижение коэффициента расчет арендной платы за землю до 0,1, снижение налога на прибыль. Также технополис предлагает резидентам широкий спектр сопутствующих сервисов. Это различного рода финансовые услуги, в том числе с льготными условиями (привлечение грантов, лизинг, кредитование и т. п.), услуги связи и обработки информации, маркетинговые и выставочные услуги, образовательные услуги для персонала, охрана, управление объектами недвижимости и т. д.

Своим основным отличием от традиционных технопарков и преимуществом «Химград» видит именно эту научно-образовательную составляющую, а одну из своих главных задач – в способствовании перетекания научных идей и разработок в область производства и коммерциализации. Поэтому «Химград» активно сотрудничает с ведущими научными и образовательными учреждениями. На территории технополиса размещен инновационно-инженерный центр компании «Татнефтехиминвест-холдинга» и совместный проект с госкорпорацией «Роснано» - нанотехнологический центр с возможностью доступа к пилотным установкам для отработки технологий по принципу центра коллективных инноваций.

В 2011 году число профильных резидентов парка приблизилось к 170, которые произвели продукции на 8,12 млрд рублей. На территории «Химграда» занято более 5000 человек. Поэтому «Химград» может считаться одним из наиболее крупных особых территорий для развития бизнеса в химической сфере.

Все вышеперечисленные примеры внедрения территорий с особым статусом и преимуществами относятся к инициативам республиканских властей, а соответствующие управляющие организации и сами территории так или иначе принадлежат государству. Вместе с тем, зарубежный опыт показывает, что создание и развитие индустриальных парков вне зависимости от их отраслевой специфики является само по себе достаточно интересным бизнесом, но бизнесом девелоперским. Собственно, именно арендные платежи за землю и помещения (производственные, офисные, складские и т. п.) и являются основным источником дохода управляющих компаний. Однако в России бизнес в сфере недвижимости пока весьма осторожно относится к такого рода форме деятельности, а потому частные индустриальные парки пока редкость. Тем более примечательно, что вблизи Казани уже 1,5 года функционирует частный индустриальный парк «М7», ориентированный в том числе и на привлечение малых и средних предприятий в сфере переработки базовой нефтехимической продукции.

Индустриальный парк «М7» расположен рядом с поселком Новониколаевский Зеленодольского района республики всего в паре километров от площадки татарстанского нефтехимического гиганта – «Казаньоргсинтеза». Название парк получил по наименованию пролегающей рядом федеральной трассы М-7 «Волга». Общая площадь парка составляет 38 га. В аренду предоставляются подготовленные к застройке земельные участки промышленного назначения площадью от 30 соток до 10 га, оборудованные необходимыми инженерными коммуникациями. Парк не располагает готовыми промышленными помещениями, но готов строить их под потребности каждого отдельно взятого резидента. Их предприятий химического профиля таковых пока только один – компания «Мультипласт», производящая изделия из древесно-полимерного композитного материала. Стоит думать, однако, что близость к поставщику сырья – «Казаньоргсинтезу», и сквозным федеральным транспортным коммуникациям привлечет в этот парк новых переработчиков полимеров.

Ясли для бизнеса

Помимо особых территориальных образований, приспособленных для облегченного развертывания малого и среднего производства по переработке полимеров, в республике Татарстан имеется обширный опыт различного рода сервисных и организационных структур, помогающих начинающему или развивающемуся бизнесу. Одной из них является «Центр кластерного развития» Республики Татарстан, ориентированный именно на содействие бизнесу в области переработки нефтехимической продукции. Эта компания была создана в 2010 году при поддержке правительства республики. Она расположена на территории технополиса «Химград», то есть в месте концентрации своих клиентов и месте, притягивающем потенциальных клиентов. Перед началом своей работы и для формирования стратегии «Центр» провел широкое исследование запросов рынка, опросив около 200 компаний в области переработки полимеров для выявления основных проблем. Ими оказались: отсутствие независимых и доступных лабораторий для анализа как входящего сырья, так и конечной продукции, отсутствие или недоступность приемлемых для промышленного внедрения новых разработок, оригинальных полимерных рецептур, это подготовка и квалификация кадров.

Ориентируясь на эти результаты, «Центр» определил для себя два направления работ: оказание услуг малому и среднему бизнесу и работа с научными учреждениями и вузами.

Инфраструктура компании состоит из учебного центра, лабораторно-исследовательского центра, производственно-экспериментального центра, торгово-выставочного центра.

Лабораторно-исследовательский центр стал первым для компании. Он как оказывает непосредственные лабораторные услуги предприятиям малого и среднего бизнеса для контроля сырья и продукции, избавляя их от необходимости проводить аналогичные исследования в других городах России и даже за рубежом. Вторая задача лаборатории – обеспечение доступа к ней студентов и аспирантов профильных вузов. Здесь они проводят исследования, а также контактируют с бизнесом, знакомясь с его потребностями.

Производственно-экспериментальный центр представляет собой цех, где расположены три машины: пленочная машина, термопластавтомат и линия грануляции. Этот центр также решает две задачи. С одной стороны, студенты имеют возможность знакомиться с основными типами используемых в переработке полимеров машин, может быть, испытывать собственные разработки. Здесь же обкатку могут проходить и разработки и рецептуры малых предприятий, ведь зачастую они не могут позволить себе это делать на собственных линиях.

Торгово-выставочный центр представляет собой постоянно действующую экспозицию оборудования, где потенциальный покупатель, представитель бизнеса или начинающий предприниматель может «вживую» с ними ознакомиться, какие-то образцы посмотреть в работе. Здесь же он может приобрести необходимые ему линии по переработке полимеров. В «Центре кластерного развития» также есть готовые бизнес-планы для каждого вида оборудования, соответственно клиент может сразу ознакомиться и с экономическими параметрами, стоимостью монтажа, эксплуатации и т. п. Также функционирует сервисный центр, который занимается гарантийным, постгарантийным обслуживанием, ремонтом, пуско-наладкой оборудования.

Также функционирует служба сбыта, торговый дом, который помогает начинающему бизнесу с реализацией его продукции на первых порах, пока об этом молодом производстве никто не знает, нет узнаваемого бренда и репутации. Также «Центр» помогает бизнесу в вопросах привлечения инвестиций путем информирования о существующих в республике льготных и грантовых программах.

Помимо оказания точечных услуг действующему бизнесу и работы со студентами, «Центр кластерного развития» ведет большую работу с теми, кто только подумывает о бизнесе в области переработки полимеров. «Работа с начинающим бизнесом составляет более половины нашей деятельности. Мы ведем пропаганду, выезжаем в районы, встречаемся с предпринимателями, с теми людьми, которые хотят стать бизнесменами в области переработки полимеров. Эти встречи регулярны, мы рассказываем о направлениях в бизнесе по переработке полимеров и о том, как центр сопровождает эти проекты. Я думал, что первый и главный вопрос: где взять деньги. Оказалось, что это не главный вопрос. Более половины предпринимателей спрашивают: чем заняться, какие есть идеи. Вот для ответа на этот вопрос нами разработан перечень перспективных бизнес идей в области переработки полимеров. Сейчас их уже больше 30. Их можно реализовывать вместе с нами, без нас, может быть, ознакомившись, предлагать свои», - рассказывает заместитель руководителя «Центра кластерного развития» Сергей Алексеев.

Необходимость трансляции

Кластерный поход в развитии российский нефтехимии только налаживается, создаются организационные предпосылки, формируется понятийная база. Федеральные и местные органы власти привыкают к новым принципам взаимодействия с крупным нефтехимическим бизнесом. Бизнес в свою очередь только приступает к созданию значимых мощностей и инфраструктуры, которые должны служить производственным центром будущих кластеров.

Однако как видно из изложенных выше примеров, освоение и внедрение различных инструментов стимулирования и развития малого и среднего бизнеса по переработке полимеров через создание особых территорий «кластерного типа» уже активно ведется в регионе, для которого нефтехимия является одной из важнейших отраслей экономики. Этот опыт опережающей заботы о текущем и будущем сбыте нефтехимической продукции и создании добавленной стоимости внутри региона очень полезен для изучения и применения в других регионах России, которым «Планом 2030» предопределено стать центрами будущих мощных газонефтехимических кластеров.

Вернуться в раздел