Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Полистирол и женщины

5.07.2012 / 12:07

28 июня на "Винзаводе" состоялась выставка "Полимеры", дебютный проект интерьерных инсталляций студии "Public Design". Выставки, хотя бы формально посвященные химическим соединениям, проходят не так часто. Что ж, перед нами еще одно свидетельство того, что полимеры больше не являются нейтральным в культурном отношении материалом, сегодня это также символ, объект эстетической рефлексии, а искусство и дизайн – потенциальные способы имиджевого продвижения химической отрасли и конкретных продуктовых ниш.

После того как еще в первой половине XX в. в художественную практику входят, наряду с такими традиционными материалами как масло и холст, куски фотографий, вырезки из газет и даже пустые бутылки, вопрос "из чего изображение" становится почти столь же значимым, как вопрос "что изображено". О чем же может говорить современное искусство языком полимеров?

Придя в себя от внезапно нахлынувшей - мраком, динамикой и агрессивными басами клубной музыки - вечеринки, посетитель обнаруживал, что на стене висит ряд пластиковых "полотен" примерно 70*70 см. В черном квадрате зеленый, в зеленом - красный, в красном - синий. Дальше один в

другом - круги и ромбы.

4.jpg

Постепенно цвета теплели (через несколько шагов в зеленом квадрате красный, желтый и синий), а рядом с геометрическими фигурами появлялись части обнаженных женских тел. Грудь, живот, цветок, помогающий соблюсти приличия... четыре квадрата, еще живот и еще цветок.

Заканчивалась стена серией ярких конфигураций, раскаленных от такого соседства: в желтом квадрате синий, красный и желтый круги.

10.jpg

Чуть дальше, на соседней стене находился экран, на котором каждые 2-3 секунды менялась картинка: все те же женщины и фигуры, лишь в чуть более сложных сочетаниях, перемежались фотографиями интерьеров. Посетителю, отважившемуся на несколько минут задержать взгляд на экране, демонстрировалась великолепная сочетаемость простых геометрических фигур, каминных полок и неизменно соблазнительных, не вполне одетых женских тел. Зрелище убеждало в том, что не так уж и важно, какой у вас интерьер - классический или минималистичный, поскольку красные, зеленые и синие квадраты прекрасно подойдут и к мягкому дивану, и к стеклянному столику. И, да, конечно, к округлым ягодицам тоже.

6.JPG

Завершалась экспозиция тремя сдвоенными "полотнами" с изображением линий и полос: от теплых и частых к холодным и редким. Движение и теплота цвета, задавали волнообразный ритм возбуждения-успокоения: от черноты первых больших квадратов через женские тела к пульсирующему экрану и наконец - к затухающим синим и зеленым полосам. Впрочем, всю это коллекцию впечатлений можно было собрать довольно быстро (всего пара дюжин картин) и без пристального вглядывания в детали (никаких оттенков, никаких полутонов, цвета - словно в наборе детской цветной бумаги).

Здесь можно было, пожалуй, задаться вопросом: может быть, и музыкальный ритм, и подсвеченная вечеринка, и даже гости с бокалами, в которых покачивались разноцветные жидкости - тоже часть выставки?

3.jpg

Точный ритм, цельные тона, освобожденное от идей и сюжетов тело, лишенное глубины – прекрасно отвечали прямолинейности эмоций и разговоров, легко переходящих в дионисийские интонации и телодвижения. Фотограф, стремящийся запечатлеть длинные ноги танцующих девушек, кажется, мог бы, ненадолго покинув студию, вернуться с очередной картиной, перекинутой с карты памяти и распечатанной на лазерном принтере. Все здесь было интегральным представлением - выставка полного цикла, включая сюда материалы и технологии изготовления картин. Как сообщили организаторы, "панно были сделаны в технике инкрустации из ударопрочного цветного полистирола толщиной 2 и 3 мм. Отдельные детали (полоски, квадраты, ромбы и круги) вырезаны на лазерном комплексе, позволяющем получить ровную, без щелей и ступенек, лицевую поверхность, и наклеены с помощью специального клея на подложку из того же материала. Изображения женских фигур были выполнены способом прямой цифровой печати на белом полистироле толщиной 3 мм".

Но, не подменяя собственной интерпретацией художественный замысел, предоставим слово авторам. "Полимеры ("поли", греч. - много, "мерос" - часть) суть множественность частей. Полимеры - это то, что нас окружает, ежедневно и ежеминутно вступая с нами в диалог. Переосмысливая язык классического искусства, авторы создают целые комбинации геометрических композиций, позволяющих создавать бесчисленное количество тиражируемых инсталляций. Арт-проект продолжает традиции супрематизма и предлагает новую его трактовку, основанную на использовании современных полимерных материалов, а также новое видение геометрического минимализма в сочетании с авангардными цветовыми решениями поп-арта".

1.jpg

И еще: "Если классики минимализма в своих поисках нового пытались очистить художественную форму "от лишних затрагивающих душу смыслов", максимально нейтрализовать художественную поверхность, то авторы, напротив, стремятся заполнить простую форму смыслами. Создатель, вселенная, любовь, соединение, гармония, идея и многое другое - как страницы книги раскрываются зрителю в бесконечном количестве геометрических и цветовых композиций".

Придуманная К.Малевичем в начале XX века концепция супрематического искусства выглядит как простое изображение геометрических форм. Но супрематизм – не орнаменты декоративно-прикладного искусства или промышленного дизайна, а авангардистское течение с серьезной теоретической основой, немыслимое вне борьбы с академической живописью, с одной стороны, и с утилитаризмом в искусстве - с другой. Черный квадрат Малевича прорубает окно в новый мир из суетливого украшения "харчевой" сферы жизни. Супрематизм, который понимался Малевичем и его последователями как "высшая форма искусства" (от лат. "supremus" – высочайший), казалось бы, невозможно прямолинейно увязывать с арт-проектами, инсталляциями и художественным дизайном. Но на уровне ведущих концептов, о которых говорят авторы, происходит стыковка: "Создатель, вселенная, любовь, соединение, гармония, идея". Малевич строил свой супрематистский мир, исходя из тех же понятий.

7.JPG

Что сближает "Полимеры" со стилистикой поп-арта? Простота и плоскость изображений. Как пишет французский философ Жан Бодрийяр, "поп-арт означает конец перспективе, конец воспоминанию, свидетельству, конец творческому жесту и, что немаловажно, конец ниспровержению мира и проклятию искусства". Это изображение целиком на поверхности, оно ничего не скрывает, не требует сложной интерпретативной работы, не отсылает ни к чему кроме образов массовой культуры. Оно не хочет впечатлять зрителем глубокомыслием, не желает его ни очаровать, ни опьянить, ни возвысить до себя ни принизить перед собой. Оно хочет сказать: мы равны и свободны.

9.JPG

Теперь становится понятнее выбор материала. С пластиком начинал работать в 60-е годы итальянский художник и дизайнер Энзо Мари. Это свободный материал, даже по смыслу слова "пластичный", податливый, не навязывающий художнику свою фактуру, с которой было бы необходимо считаться (как камень или дерево). Новый материал, свободный от "естественной истории", от традиций переработки и использования, соответствовал современному человеку, освобождающемуся от системы запретов, заветов и предписаний традиционной культуры. Если в 10-20 годы XX в. футуристы воспевают сталь и бетон, необходимые для строительства нового мира (Маяковский: "Мы разносчики новой веры… в небеса шарахаем железобетон"), то в 60-70 в Европе и США художники берутся за пластик, использующийся в массовом производстве. За материал "общества потребления".

2.jpg

Оговоримся. Не стоит относиться к заявлениям авторов о своем проекте слишком всерьез. Более того, кажется, как раз серьезность несколько мешает самим авторам "Полимеров". Что делает интересным поп-арт, существующий в узком зазоре между повседневностью и искусством? Что позволяет ему вторгаться в области дизайна или рекламы, но не растворяться в них? Бесконечная ирония. Высмеивание общества, себя самого, своих зрителей, своих критиков - то, что условно можно назвать "художественной позицией" поп-арта, "позицией Энди Уорхола". Формируется такой режим восприятия и жизни, в котором стирается сама граница между серьезным и несерьезным (скажем, когда американские профессора издают сборник "Философия Винни-Пуха"). В конце концов, "Полимеры" хороши именно этим: кроме ударопрочности, тут ни в чем нельзя быть уверенным.

11.JPG

Вернуться в раздел