Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Открывая заново

31.05.2012 / 13:43

Этой весной крупнейшая химическая выставка Азии Chinaplas 2012 развернулась в Шанхае – самом, пожалуй, витринном городе из длинного ряда всех тех декораций, которыми Китай успешно отгораживается от любопытствующего мира Запада, городе, который сам по себе является воплощенным в устремленных ввысь громадах небоскребов символом китайского промышленного разгона. Разместившись в самом сердце нового делового района Пудонг ровно на полпути между новым опять же международным аэропортом и самыми престижными отелями города, Chinaplas 2012 по своему размаху оказалась под стать национальным экономическим амбициям.

Семнадцать стационарных павильонов правильным треугольником расположились вокруг огромного поля, на котором, в свою очередь, было смонтировано с десяток легких палаток для демонстрации оборудования. Размеры площадки впечатляют, и не будет большим преувеличением сказать, что, стоя на одной из сторон этого треугольника, было довольно трудно различить сквозь парящее влажное марево приморской весны номера павильонов на противоположной стороне. Таков Shanghai New International Expo Centre – новая площадка для смотра достижений Китая.

IMG_3987.JPG

IMG_3803.jpg

Впрочем, как и обычно, мировые химические majors компактно группировались в двух соседних павильонах. Примечательно, что у китайской химической империи Sinopec, которая производит ежегодно больше полимеров, чем вся Россия, своего стенда не было. Однако все остальные мировые гиганты были: Dow, DuPont, BASF, ExxonMobil, Total, LANXESS, Borouge, LyondellBasell, Samsung, Mitsubishi, Solvay, Sabic, DCM, Formosa Plastics, Reliance, Mitsui, Evonik…

Опережая тенденцию

И если в прошлом году организаторы и участники попытались превратить выставку в смотр общих для всех гуманитарных ценностей, объявив лейтмотивом мероприятия экологически ориентированные продукты, то Chinaplas 2012 оказалась предельно прагматичной. Осознавая, что Китай прочно завоевал в мире позицию сборочной и перерабатывающей площадки для всего на свете, наблюдая тенденцию на улучшение качества, сложности и отточенности потребительских свойств китайских изделий из полимеров, мировой химический «крупняк» попытался показать посетителям и потенциальным клиентам, что и как можно производить из их продукции.

Главная тема всех экспозиций и стендов лидеров глобальной химии – автокомпоненты. И такой выбор акцента наверняка связан с ожиданиями китов мировой химической индустрии того, что рано или поздно сборочное производство всех автомобилей в мире, а также производство комплектующих, запчастей и автоаксессуаров перекочует в страны Азии. И надо сказать, эффект такой демонстрации налицо: на стенде ExxonMobil сосредоточенный китаец средних лет в дорогом костюме стоя на коленях внимательно ощупывал пластиковую обшивку двери автомобиля, с помощью линейки замерял геометрию стыков, проводил пальцем по швам и ребрам отливки, после чего удовлетворенно отправился вглубь стенда. Очевидно, на переговоры.

IMG_3705.JPG

IMG_4004.jpg

IMG_3838.jpg

IMG_3742.JPG

IMG_3920.jpg

IMG_3893.JPG

Концепт-кар от Hyundai перекочевал со стенда BASF (в прошлом году) на стенд Sabic, легким штрихом обозначив сегодняшнего лидера в мировом производстве пластиков. Было и еще одно отличие. Общей идеей автокомпозиций других участников стала демонстрация того, как из тех или иных материалов можно делать все более и более тонкие и легкие детали (бамперы, приборные панели, обшивки дверей) для производства все более и более дешевых автомобилей без потери свойств. И только Sabic дерзнул своим концептом показать, что полимерные материалы в автомобилестроении не только и не столько решение задачи снижения себестоимости, сколько принципиально новый подход к современному автомобилю, в основе производства и использования которого лежат новые ценности: экологичность, энергоэффективность, эстетика и комфорт.

IMG_3765.jpg

IMG_3758.jpg

Впрочем, свои концепты, правда, от менее именитых производителей, показывали и на стенде BASF, Evonik (спорткар от Lotus), а на стенде Toray полмашины было разобрано на детали, чтобы показать, насколько же много комплектующих из полимеров может применяться в автосборке.

IMG_3931.jpg

IMG_4011.JPG

Тенденция улучшающегося качества продукции, а также качества жизни самого китайского населения обусловила и другую общую для лидеров группу экспонатов – это изделия для потребительской тары и упаковки. В этом тоже есть фундаментальная подоплека: китайская статистика год от года свидетельствует о росте потребительских расходов населения, активно развивается ритейл, сама структура которого требует максимального внедрения унифицированной тары для тех или иных видов товаров. Поставщик молока проиграет в конкурентной борьбе, если будет представлен на полке супермаркета безликой стеклянной бутылкой, а не яркой гибкой упаковкой из многослойных пленок. И если 10 лет назад среднестатистический китаец покупал на рынке чай в бумажном кульке, то еще через 5 лет он уже привыкнет покупать в крупном сетевом магазине тот же самый чай, упакованный в барьерную металлизированную пленку. Иными словами, мощнейшая база конечного потребления в виде китайского населения, культура продовольственного и бытового шоппинга которого постоянно растет, заставляет мировых химических производителей предлагать вечно голодному демону китайского внутреннего рынка новые материалы для того, чтобы опередить тенденцию и быть готовыми встретить ее приход во всеоружии.

Именно поэтому на стенде ExxonMobil можно было наблюдать толпу китайских переработчиков, которые стояли в очереди к демонстрационным рулонам с различными видами пленок, которые они отрезали и уносили с собой.

IMG_3754.jpg

IMG_3797.JPG

IMG_3830.JPG

IMG_3749.JPG

И третьей общей темой всех экспозиций крупных отраслевых компаний стали изделия для гигиены и медицинского применения. В подоплеке тут те же ожидания роста благосостояния населения, а значит – улучшение качества и расширение спектра медицинских услуг. Манекены в медицинских халатах стояли почти на каждом стенде, шеренги шприцов, капельниц, одноразовых емкостей для тестов, пробирок, маски всех возможных фасонов… В этом же ряду располагались подгузники, средства гигиены, изделия для новорожденных.

IMG_3800.JPG

IMG_3833.JPG

Машинный рынок

«Палаточный лагерь», разбитый в центре треугольника экспоцентра прямо на зеленом газоне, был отдан на откуп китайским производителям оборудования для переработки полимеров. Приближаясь к ярким красно-белым шатрам, еще издали можно было услышать шум работающих дизельных генераторов и насосов, подающих воду: экспозиция оборудования была «живой» – производители демонстрировали свои машины в работе. Они штамповали полипропиленовые стаканчики, окрашивали и гранулировали ПВХ, вытягивали пленки, готовили смеси… Открытые настежь двери шатров не спасали от концентрировавшихся внутри выхлопных газов дизелей и жара работающих экструдеров. В этом шуме, металлическом лязге и гомоне толпы царила атмосфера легкого безумия, на каждом углу невзрачные посетители яростно торговались с производителями оборудования, покупая станки по невообразимо низким ценам. Ощущение стихийного рынка сильнее усугублял еще и непривлекательный внешний вид китайских машин, от которых так и разило кустарщиной: плохо проваренные швы, неправильная геометрия танков и силосов, смесительных баков, неровное с биением вращение вальцов… Зато дешево и на любой вкус. И именно эти факторы делали «палаточный лагерь» невероятно людным и популярным. А вот оборудование немецких, итальянских и корейских фирм чинно располагалось в прохладных кондиционируемых стационарных павильонах, но, видимо, высокие цены и соседство с многочисленными кафе и забегаловками делало эти павильоны весьма и весьма немноголюдными.

IMG_3860.jpg

IMG_3877.jpg

IMG_3878.jpg

IMG_3876.JPG

Российская нефтехимия была представлена только стендом СИБУРа, который ограничился презентацией своего полиэтилена и полипропилена, хотя посетители проявляли интерес и к каучукам и проекту по ПВХ. В отличие от соседних стендов Borouge и Samsung, будто музеи предлагавших своим посетителям посмотреть и даже потрогать десятки образцов изделий из их материалов, российский химический локомотив проявил консерватизм и сделал ставку на пространный визуальный ряд на большом мониторе на стенде и красочные буклеты. Образы, конечно, не могли заменить посетителям возможность своими руками прикоснуться к трубам, пленкам или бамперам, но желающих пообщаться с менеджерами дирекции базовых полимеров было много, причем небольшой ажиотаж не спадал все дни работы стенда.

IMG_3855.JPG

IMG_3810.jpg

Оживление, с которым проходила выставка, может оставить неверное впечатление, будто бы китайские потребители впервые видят все эти многогранные россыпи полимеров и изделий и стремятся охватить все и сразу. Но ведь нет, мировой химический бизнес уже многие годы продает свою продукцию в Китае и даже создает здесь свои производства. Именно здесь, на Chinaplas крепнет ощущение, что роль Китая как главного в мире центра притяжения химического сырья и технологий сохранится еще на долгие годы, а потому ставка всех мировых majors на китайский рынок беспроигрышна, по крайней мере, в обозримых временных горизонтах. Темпы роста химической индустрии и переработки полимеров настолько высоки, что каждый год Chinaplas будто бы заново открывает китайский рынок для удивленный мировых majors. И наблюдая с 69-го этажа небоскреба Jin Mao за строительством очередной высотки «Шанхайская башня», которая обещает стать самой высокой в Китае и второй по высоте в мире, отмечая, как ежедневно стройка прирастает новыми этажами и уровнями, а работы не прекращаются ни на минуту, невольно утверждаешься во мнении, что Поднебесная будет удивлять мир еще долго. А Chinaplas каждый раз будет открытием.

IMG_3690.JPG

IMG_3971.JPG

Теги: ChinaPlas, Китай
Вернуться в раздел