Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Недосягаемая планка

10.05.2012 / 10:21

Согласно поручению Владимира Путина, с 2012 года все российские нефтекомпании должны были выйти на 95%-ный уровень утилизации ПНГ. Удалось лишь двум – «Сургутнефтегазу» и «Татнефти», а остальные, по всей видимости, не смогут сделать этого раньше 2014 года. При этом вступившая в действие система штрафов, разработанная Минприроды, стимулом для достижения 95%-ного уровня, по мнению нефтяников, не является: они жалуются, что у них и так не хватает средств на проекты по утилизации. И снова просят отсрочку.

Автор: Кирилл Мельников («Коммерсантъ») специально для Rupec.ru

Еще в 2007 году президент Владимир Путин поручил всем нефтегазовым компаниям к началу 2011 года довести уровень утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) до 95%. Темпы решения этой задачи оказались незначительными, поэтому упреждающим образом уже в начале 2009 года «дедлайн» был перенесен на 2012 год. Но и это не помогло, причем самыми отстающими оказались госкомпании – «Роснефть» и «Газпром нефть». В итоге в течение прошлого года были разработаны меры по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания ПНГ на факельных установках, закрепленные постановлением правительства. Оно предполагало, что при сжигании более 5% от объема добываемого попутного газа выбросы расцениваются как «сверхлимитное» загрязнение, штраф за которое рассчитывается с коэффициентом 4,5. Таким образом, уточняют в Минприроды, получается около 2 тыс. рублей за 1 тыс. м3. А при отсутствии на промыслах средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем производства, использования и сжигания на факельных установках ПНГ, значение коэффициента принимается равным 6. Первые штрафные платежи, рассчитанные по новой системе, нефтекомпании стали выплачивать с конца марта 2012 года.

Статистика против штрафов

По данным Минэнерго, в 2011 году на всех российских месторождениях утилизировалось почти 75% ПНГ, то есть было сожжено 16,8 млрд м3 газа. На требуемый уровень по состоянию на конец прошлого года вышли только две компании – «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». А самые худшие показатели оказались у «Роснефти» (51%) и «Газпром нефти» (58,7%). ТНК-ВР полезно использует 82,8%, «Башнефть» – 81,9%, «ЛУКОЙЛ» – 78,7%, «Славнефть» – 74,7%, «РуссНефть» – 61,5%.

Самое интересное, что рост производства попутного газа продолжается. По нашим данным, за первые четыре месяца этого года было произведено 15,6 млрд м3 ПНГ, что на 7% больше показателя аналогичного периода в 2011 году. Особенно увеличилось производство ПНГ в марте по отношению к прошлому году – на 10%, до 5,4 млрд м3. Нарастить производство удалось «Роснефти» – на 18%, до 2,3 млрд м3, «ЛУКОЙЛу» – на 6,5%, до 1,8 млрд м3, ТНК-ВР – на 5%, до 2,7 млрд м3 попутного газа.

Тенденция весьма неоднозначная. Согласно одной из версий, объясняющих такую статистику, нефтяные компании начали активно оснащать промыслы измерительными приборами (официальная статистика обычно опирается на эти измерения, а недостающие данные рассчитывает из объемов добываемой нефти по некому среднему газовому фактору, во многих случаях весьма приблизительному) для того, чтобы коэффициент за сверхлимитное сжигание начислялся по ставке 4,5, а не 6. Как рассказали в Минприроды, штрафы начисляются по итогам каждого квартала, и точных данных о средствах, перечисленных компаниями, пока нет (по неофициальным данным, это более 1 млрд рублей), а стало быть приблизительный расчет объемов ПНГ, сожженных сверх норматива, сделать невозможно.

Проекты есть, нужно время

У нефтяников свое видение проблемы. Как сообщили в «ЛУКОЙЛе», введение повышенных коэффициентов при отсутствии понятного механизма вычета инвестиций в утилизацию ПНГ из общей величины платы сделает добычу нефти на части месторождений нерентабельной. Размер платы за утилизацию ПНГ в расчете на 1 тонну добываемой нефти превысит доходы от ее реализации. В результате нефтяные компании будут вынуждены снизить добычу нефти на 30 – 50 млн тонн, что приведет не только к потерям отрасли, но и к существенному снижению доходов федерального бюджета, который может недосчитаться 400 – 700 млрд рублей в 2012 году.

В «ЛУКОЙЛе» разработали и ряд предложений, которые необходимы для повышения уровня утилизации. В частности, компания предлагает обеспечить государственную поддержку развитию инфраструктуры и предпринять меры конструктивного, а не репрессивного стимулирования для реализации проектов по повышению использования ПНГ. Например, создание преференций («каникул»), реализуемых в дифференцированном подходе к различным проектам по добыче, то есть применять один режим для «гринфилдов» и другой – для «браунфилдов». Кроме того, «ЛУКОЙЛ» предлагает законодательно расширить хозяйственное использование ПНГ для нужд жилищно-коммунального комплекса и т.д.

В «Газпром нефти» оценивают размер своих штрафов за недостаточный уровень утилизации ПНГ в размере 13 млрд рублей в год, говорил в начале апреля глава дирекции компании по газу и энергетике Антон Гладченко. Компания рассчитывает на льготы, в том числе налоговые. Например, для таких ее новых проектов, как Южно-Приобское месторождение, первая фаза Ноябрьского интегрированного проекта, Вынгапуровская группа месторождений, Шингинское месторождение. В «Газпром нефти» отмечают, что действующие правила «фактически убивают целесообразность дальнейшей разработки подобных месторождений». «Для компании становится экономически выгоднее прекратить добычу нефти, чем утилизировать ПНГ», – считает А. Гладченко. К началу 2013 года «Газпром нефть» рассчитывает довести уровень утилизации до 80 – 85%. А вот когда компания сможет выйти на нормативный уровень в 95%, в ней до сих пор не знают: «Вопрос о сроках достижения директивного уровня утилизации напрямую увязан с вопросами регулирования сжигания ПНГ на отдаленных месторождениях с интегральной негативной экономикой, на месторождениях в ранней стадии разработки («гринфилды») и так далее. Мы, естественно, готовы выполнять уже проработанные технические решения, однако считаем необходимым сокращать сжигание ПНГ экономически эффективным для государства способом, а это требует более гибких условий регулирования и применения стимулирующих мер. Мы будем продолжать общаться с госорганами», – подчеркнул А. Гладченко.

В ТНК-ВР рассказали, что сейчас в компании «действует комплексная программа по достижению законодательно требуемого уровня утилизации 95%». Объем инвестиций в нее с 2009 по 2014 годы оценивают в $1,9 млрд. «Эффективная утилизация ПНГ и создание полной цепочки стоимости газа предусматривает работу по нескольким направлениям, в частности, развитие совместных предприятий по переработке газа с профильными игроками рынка и развитие собственной электрогенерации», – отмечают в ТНК-ВР. Впрочем, у ТНК-ВР уже возникли проблемы с надзорными органами по одному из ее крупнейших проектов -– Верхнечонскому месторождению в Восточной Сибири. В начале года Росприроднадзор оштрафовал компанию на 800 тыс. руб. В ТНК-ВР сейчас оспаривают это решение. «Верхнечонскнефтегаз» до 2014 года планирует направить свыше $260 млн на проекты по утилизации попутного газа, в том числе в конце 2013 года начать закачку газа в пласт. Дополнения к технологической схеме, принятые в 2011 году и согласованные с контролирующими органами, предусматривают доведение целевых показателей по использованию ПНГ на Верхнечонском месторождении в 95% только к 2014 году. В связи с этим компания намерена обратиться в арбитражный суд для признания недействительным постановления Росприроднадзора, говорят в ТНК-ВР. Источники в ТНК-ВР подтверждают, что также готовят обращение в правительство с просьбой о пересмотре системы штрафов. По их словам, компания будет добиваться дифференцированного подхода для ее новых крупных проектов, в частности Уватского.

Отметим, что ряд нефтяных компаний, прежде всего «Роснефть» – главный аутсайдер в «рейтинге утилизации», и сегодня имеют возможность подключать свои действующие промыслы к работающим рядом ГПЗ, которые, в свою очередь, не могут выйти на полную загрузку из-за локального дефицита ПНГ. Валерий Нестеров объясняет эту ситуацию невыгодной логистикой поставок ПНГ на переработку. Однако этот аргумент нефтяных компаний без ссылок на конкретные примеры вызывает больше вопросов, чем ответов. В «Роснефти» от комментариев отказались.

Снова отсрочка

В целом приходится констатировать, что весь комплекс имеющихся в распоряжении государства мер как по конструктивному, так и по репрессивному стимулированию создания цепочки наращивания стоимости попутного газа (от скважины к производству СУГ и нефтехимической переработке) серьезно буксует.

Все нефтяники сходятся в одном желании – получить освобождение от штрафов до 2014 года, чтобы за это время успеть завершить все проекты по утилизации ПНГ. Аналитик «Номос-банка» Денис Борисов соглашается, что объективно выйти на требуемый уровень нефтегазовые компании смогут не раньше 2014 года. «За это время они могут решить вопросы с маркетингом газа, технологические, связанные с закачкой в пласт, выработкой электроэнергии. Правительству, по большому счету, в текущей ситуации не остается ничего другого, кроме как в той или иной форме отодвинуть сроки по утилизации ПНГ», – считает эксперт.

Навстречу нефтяникам, которых явно не устраивает текущее положение дел с законом о 95%, отчасти пошло Министерство энергетики. В частности, ведомство предлагает сохранить штрафной коэффициент до 2014 года в размере 4,5, в то время как Минприроды выступает за его повышение уже в течение этого года до 12, а с 2014-го – до 25. Стоит отметить, что ведомственного интереса в позиции Минприроды нет, ведь администрирует штрафы Росприроднадзор, 20% средств направляется в федеральный бюджет, по 40% – в региональный и муниципальный бюджеты. Минэнерго также поддерживает отказ от применения повышенной ставки за сжигание на начальных стадиях разработки месторождений, когда промыслы вообще плохо оборудованы, в том числе и измерительной аппаратурой. Кроме того, предлагается освободить от платы за выбросы месторождения с добычей ПНГ менее 5 млн м3 в год либо же с содержанием неуглеводородных компонентов свыше 50%. Наконец, Минэнерго предлагает засчитывать в качестве платы за выбросы средства, направленные на реализацию проектов утилизации ПНГ.

По словам источника в Минприроды, в ведомстве прекрасно знали, что к 2012 году полного перехода на 95%-ный уровень утилизации не получится. «Но было политическое решение, – говорят в ведомстве. – Один раз нефтяникам уже пошли навстречу, и выглядело это тогда некрасиво, ведь о необходимости утилизировать ПНГ говорили уже несколько лет, это были конкретные планы». Наши источники в Минэнерго и Минприроды говорят, что «система штрафов может быть пересмотрена», ожидается, что это произойдет в течение месяца. Скорее всего, правительство согласится на дифференцированный подход к проектам нефтегазовых компаний: добычу на новых месторождениях, скорее всего, можно будет вести с невысоким уровнем полезного использования ПНГ. Кроме того, сам «уровень утилизации» будет рассчитываться в целом по компании, а не по отдельным лицензионным участкам.

При этом у государства в запасе есть еще один радикальный рычаг воздействия на компании. В лицензионных соглашениях на некоторые участки закреплена обязанность недропользователей обеспечить 95%-ную утилизацию попутного газа. При невыполнении этого требования у государства есть возможность без всяких компенсаций изъять у компании-нарушителя лицензию. Однако аналитик «Тройки-Диалог» Валерий Нестеров считает, что применять этот инструмент к компаниям, которые не выполняют требования по утилизации, Минприроды не будет: «Отъем лицензий – совершенно неподходящий метод решения вопроса, ведь тогда может начаться снижение уровня добычи нефти, а это будет политически некорректно». Кроме того, отъем лицензий – длительный процесс, который недропользователи будут оспаривать в судах. Тяжбы, как известно, могут в таких случаях длиться годами безо всякого результата. По мнению аналитика, использование механизма штрафов все же наиболее подходящий способ добиться от нефтяных компаний выхода на требуемый уровень утилизации.

Вернуться в раздел