Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Широко закрытые окна

2.03.2012 / 13:02

Изготовление профилей для пластиковых окон сегодня в России является самым объемным сегментом потребления поливинилхлорида. Однако спрос на окна восстанавливается после кризиса 2008-2009 годов вовсе не так быстро, как рассчитывали производители. Методы борьбы за потребителя на рынке пластиковых окон, а вслед за ними и в секторе ПВХ-профилей приводят к падению качества изделий и, как следствие, к стагнации спроса на полимер.

Автор: Николай Гришин

Еще совсем недавно российский рынок ПВХ-окон напоминал Клондайк времен «золотой лихорадки»: с начала 2000-х он динамично рос (на 20 – 30% в год) и в прошлом году, по расчетам компании «О.К.Н.А. Маркетинг», достиг в денежном выражении емкости в €6,45 млрд. Альтернативные – деревянные и алюминиевые – конструкции потеряли свои позиции и сегодня куда менее популярны: на них приходится порядка 13% рынка. Бизнес по производству оконных и дверных ПВХ-профилей стал ключевым потребителем этого полимера. На его долю приходится до 50% поставок.

Многие известные европейские производители с такими брендами, как VEKA, REHAU, KBE, GEALAN, локализовали на территории России собственные крупные производства. Но на фоне бурного роста появилось и множество мелких производителей. Порог входа в бизнес пластиковых окон в начале 2000-х годов составлял всего 10 – 20 тыс. долларов. Сегодня инвестиции в современное предприятие по производству окон могут составить несколько миллионов долларов. По оценкам экспертов, в стране насчитывается около 100 производителей ПВХ-профилей и 5 – 7 тыс. производителей окон. При этом 60% рынка профиля контролируют 7 крупнейших компаний. Разумеется, продукция крупных и мелких игроков сильно разнится по качеству. «Небольшие производители, иногда называемые «гаражными фирмами», не могут составить серьезную конкуренцию крупным производителям», – убежден директор компании Veka Rus Александр Степаненко.

Несбывшиеся ожидания

Пока рынок окон стабильно рос, наличие такой массы небольших игроков никому не мешало, но кризис все изменил. Переломной точкой стал даже не 2008 год, а 2009-й, когда рынок упал на 30%: в первом кризисном году достраивалось много зданий, которые были заложены еще в «тучные» годы. На вторичном рынке люди решили, что без смены окон можно и обойтись, на первичном девелоперы стали меньше строить и отчаянно экономить. Социологический опрос, проведенный «О.К.Н.А. Маркетинг» в период кризиса, показал, что у россиян в системе приоритетных покупок пластиковые окна стоят только на 16-м месте.

Однако производители окон ожидали, что рынок начнет активно восстанавливаться в 2010-2011 годах, но не тут-то было. «В конце 2010 года многие производители профиля стали заложниками радужного представления о предстоящем росте продаж. В среднем участники рынка забюджетировали 10-15%-ный рост», – говорит директор по развитию «Профайн РУС» Александр Китаев-Смык. Однако надеждам не суждено было сбыться: по оценкам компании «О.К.Н.А. Маркетинг», рынок в 2011 году не вырос вовсе; Александр Степаненко считает, что рынок вырос менее чем на 3%. «Как известно, на рынке окон преобладает выраженная сезонность – первый серьезный взлет происходит на рубеже двух первых кварталов. Так вот, оказалось, что этого взлета просто не произошло – кривая вверх не поползла, как это бывает каждый год», – говорит А. Китаев-Смык.

В итоге оптимисты, вложившиеся в закупку сырья и расширение производственных мощностей, столкнулись с недозагрузкой мощностей. По оценкам А. Китаева-Смыка, сейчас она достигает в среднем по отрасли 50%. При мощности заводов «Профайн РУС» – а компания является лидером рынка профилей, – в 95 тыс. оконных конструкций в год, они произвели в 2011 году только 72 тыс.

Естественно, избыточные мощности давят на рентабельность – если в середине 2000-х на рынке профилей она достигала 50 – 70%, а в окнах – до 200%, то сейчас – 5 – 7% и 20 – 25% соответственно. Некоторые игроки и вовсе работают в минус, рассчитывая потеснить конкурентов. «Поняв, что год не оправдывает ожидания производителей профиля, все принялись распродавать товарные запасы, зачастую жертвуя прибыльностью. В аттракционе «невиданной щедрости» всех «покорили» коллеги из REHAU и традиционные лидеры low-cost NOVOTEX и WINTECH. «Открытием года» в этой категории можно назвать украинский WDS. Но снизить цены куда проще, чем затем вернуть их на адекватный уровень», – комментирует события 2011 года Александр Китаев-Смык. При этом цены на сырье – ПВХ – за минувший год прибавили более 10%, а значит, снижать цены, как правило, приходилось в ущерб качеству окон и профиля.

Шоу за стеклом

Ценовой демпинг отдельных производителей, на первый взгляд, хорошая новость для потребителей, но все не так просто. Окна – товар, оценить качество которого непрофессионал может лишь по косвенным признакам. Этим активно пользуются производители.

«Растущая ценовая конкуренция вынуждает производителей окон искать пути удешевления готовых продуктов. Начинается давление на поставщиков, качественные комплектующие часто заменяются на более дешевые и некачественные», – говорит Александр Степаненко. По его расчетам, за последние 10 лет удельный вес оконных профилей сократился в 1,5 раза. 80% в себестоимости окна – это затраты на ПВХ. Иными словами, производители профиля стараются увеличить выработку большего количества продукции из единицы массы, что приводит к утончению стенок оконных профилей. «Гарантом качества окна может быть только цена (она не должна опускаться заметно ниже среднерыночной) и известный бренд», – говорит Китаев-Смык.

Как ни странно, негативному тренду на понижение качества пластиковых окон способствуют чиновники. Дело в том, что до середины 2012 года Министерство регионального развития Российской Федерации должно завершить обновление обязательных норм и правил в строительстве в соответствии с нормативной базой Евросоюза. При этом, как заявил министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, министерство планирует взять на себя функции утверждения строительных стандартов. Производители окон опасаются, что нормы будут пересматриваться с понижением требований, что откроет путь на рынок некачественной продукции.

«На протяжении 2011 года профильными министерствами и ведомствами предпринимались попытки утверждения новых нормативных требований к окнам, при которых теплофизические требования снижались. Данные попытки обосновывались заботой о материальном благосостоянии российских граждан», – рассказывает Александр Степаненко.

В ответ крупные производители объединились в Союз производителей полимерных профилей (СППП). Союз лоббирует интересы крупнейших производителей, которые во многом совпадают с интересами потребителей. СППП настаивает на ужесточении нормативов по окнам, чтобы строители не могли при первичном остеклении новостроек применять совсем некачественную, но дешевую продукцию.

Ветер перемен

Рынок окон и профилей – заложник своего бурного прошлого. Уже понятно, что расти так же быстро, как в 2000-е годы, он не будет. А значит, «гаражным» компаниям, чтобы выжить, придется отчаянно демпинговать и снижать качество продукции. «Это чревато тем, что в морозы некачественные окна будут просто выпадать», – говорит Александр Китаев-Смык.

Подобная ситуация на рынке, несомненно, будет провоцировать усиление конкуренции и вызовет структурные изменения. Кто-то продолжит демпинговать в ущерб качеству продукции, кто-то сделает ставку на клиентский сервис и более эффективный маркетинг с тем, чтобы привлекать покупателей качеством. Не исключено, что небольшие компании будут превращаться из независимых производителей в дилеров больших компаний.

Александр Степаненко не ждет, что в 2012 году рынок заметно вырастет, на восстановление докризисных объемов может уйти несколько лет. Он рассчитывает на плавный рост лишь начиная с 2013 года. Его надежды связаны с двумя факторами: рынок строительства все-таки восстанавливается, а на вторичном рынке все больше потребителей опасаются покупать окна «гаражных» производителей. «Самой большой проблемой остается недостаточный уровень информированности людей о потребительских свойствах окна», – убежден А. Степаненко.

Рынок оконных и дверных профилей – это до 50% спроса на ПВХ в России. Проблемы с качеством окон и падение спроса бумерангом ударяют по производителям полимера. В 2011 году рост производства ПВХ, по официальной статистике, составил лишь 5%. Не исключено, что в 2012 году темпы еще замедлятся. К примеру, трейдеры американского ПВХ Oxyde Chemicals Inc. и Vinmar International уже заявили, что ожидают снижения объемов закупок со стороны российских потребителей в 2012 году.

Похоже, оконный Клондайк превратился в выработанное месторождение, где золото могут добывать только опытные и технически оснащенные старатели. Пока же рынок «перегрет» и на нем слишком много игроков разного уровня, эффективного развития он не получит до своей структурной перестройки, концентрации активов и перелома в менталитете конечных потребителей. И только после этого сможет рассчитывать на стабильный рост. Российским производителям ПВХ необходимо учитывать эти реалии рынка профилей в планировании своей будущей деятельности.

Теги: ПВХ
Вернуться в раздел