Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Ориентирование на отрасли

12.01.2012 / 18:17

Автор: Сергей Кудряшов, заместитель министра энергетики РФ.

Полностью материал читайте в свежем номере журнала "Нефтехимия Российской Федерации".

Министерство энергетики России разработало второй этап "Плана развития газо- и нефтехимии страны на период до 2030 года". Работа над документом шла совместно с заинтересованными органами государственной власти, субъектами Российской Федерации, отраслевыми, научно-исследовательскими и консалтинговыми компаниями в рамках отраслевой рабочей группы. Второй этап плана призван определить основные ориентиры развития отечественной газо- и нефте-химической отрасли на ближайшие двадцать лет.

Основные стратегические цели плана: повышение качества жизни населения за счет существенного увеличения потребления неф­тегазохимической продукции, переход от экспортно-сырьевой модели развития отрасли к инновационно-инвестиционной, рост уровня конкурентоспособности отечественного производства за счет создания отраслевых нефтегазохимических кластеров на базе пиролизов мирового уровня, увеличение объемов переработки легкого углеводородного сырья в продукции нефтегазохимии.

Достижение указанных целей позволит устранить дефицит мощностей по производству базовых мономеров, прежде всего этилена. Это в итоге приведет к импортозамещению нефтехимической продукции в России, мы сможем развить переработку полимеров в конечную продукцию. Развитие нефтегазохимической отрасли принесет внушительный социально-экономический эффект по целому ряду направлений.

Благодаря реализации плана повысится и энергоэффективность экономики России за счет использования продуктов из синтетических полимерных материалов с лучшими потребительскими характеристиками.

План направлен на существенный рост удельного потребления пластмасс: с 31 килограмма на одного жителя страны в 2010 году до 101 килограмма в 2030 году, что также существенно превышает нынешние среднеевропейские показатели.

К концу прогнозного периода потребление сырья (СУГ, нафта, этан) для нужд нефтегазохимии увеличится более чем в четыре раза от существующего уровня, а доля переработки сырья вырастет до 62% от объемов его производства против 31% в 2010 году. Благодаря вводу новых современных мощностей Россия более чем в три раза увеличит свою долю в мировом производстве этилена (с 1,6% до 5,6%). В абсолютных цифрах суммарное производство этилена в России может возрасти с 2,4 млн тонн в 2010 году до 14,2 млн тонн к 2030-му. Ожидается также существенный рост экспорта полимеров из России. В частности, чистый экспорт полиэтилена и полипропилена к 2030 году может составить порядка 7 млн тонн.

Эффективное функционирование существующих и создание новых нефтегазохимических производств способствует увеличению доходов как федерального, так и местных бюджетов, созданию дополнительных рабочих мест. Развитие отрасли в соответствии с планом должно обеспечить рост вклада нефтегазохимии в промышленное производство и ВВП России. По оценкам Минэнерго, уточненный социально-экономический эффект от реализации всех заявленных в плане инвестиционных проектов суммарно по кластерам с учетом развития смежных отраслей значителен. Ежегодный вклад в ВВП может составить 895 млрд рублей, среднегодовой объем налоговых поступлений – более 69 млрд (без учета налоговых каникул), будет создано 80 тысяч новых рабочих мест.

В настоящее время второй этап "Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года" согласован со всеми заинтересованными сторонами: федеральными органами исполнительной власти, организациями с государственным участием, компаниями нефтегазохимического комплекса, администрациями субъектов Российской Федерации. Полученные замечания и предложения были учтены в последней редакции плана.

Государство поддерживает развитие нефтегазохимии как одной из передовых отраслей нефтегазового комплекса, выпускающей продукцию высокого передела и открытой для модернизационных и инновационных процессов.

Второй этап "Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года" содержит уточненный общий план развития нефтегазохимии по ключевым инвестиционным проектам, актуализированную программу размещения нефтегазохимических мощностей по шести кластерам, содержащую проекты трубопроводного транспорта, а также мероприятия по государственной поддержке развития отрасли, включая научное и образовательное сопровождение развития отрасли. Минэнерго России считает, что в рамках научного и образовательного сопровождения необходимо включить приоритетные направления НИОКР в нефтегазохимической отрасли в программы финансирования, создать условия для эффективной коммерциализации научных разработок, механизмы прогнозирования потребности в кадрах и их привлечения в отрасль.

В рамках второго этапа плана будет сделан обновленный анализ текущего и перспективного спроса на нефтегазохимическую продукцию на российском и зарубежном рынках, уточненные прогнозные показатели сырьевой базы российской нефтегазохимии.

При реализации плана будет сделан акцент на развитие нефтегазохимических кластеров, которые помогут комплексно решить задачи по переработке сырья, развитию производственной базы и эффективному сбыту готовой продукции. Документ содержит предложения по механизмам формирования и функционирования Западно-Сибирского, Поволжского, Каспийского, Северо-Западного, Восточно-Сибирского, Дальневосточного отраслевых кластеров. Их основу составят крупные установки мирового уровня по производству мономеров с интегрированными производствами полимеров и их переработкой в конечные изделия.

Для успешного развития нефтегазохимии в РФ, в частности отраслевых нефтегазохимических кластеров, Минэнерго считает целесообразным создать вертикаль координационного совета кластера, координационного органа "единого окна" на уровне Минэнерго России и мониторинга на уровне правительства РФ. В координационные советы в кластерах предлагается включить всех заинтересованных участников отрасли на региональном уровне, в том числе производителей, представителей научной и образовательной среды, исполнительных органов власти субъектов РФ. Орган при Минэнерго России будет координировать действия федеральных органов исполнительной власти, координационных советов кластеров и участников отрасли по реализации плана и отчитываться в правительство РФ два раза в год. В свою очередь, правительство может корректировать реализуемые мероприятия или давать поручения по дополнительной проработке новых мероприятий.

Минэнерго России считает, что ключевой проблемой отечественной нефтегазохимии является дефицит мощностей для производства мономеров (прежде всего пиролизов) при наличии большой ресурсной базы и в условиях растущего спроса на конечную продукцию нефтегазохимии. Для устранения дефицита мощностей и успешного развития нефтегазохимической отрасли Министерство энергетики РФ совместно с заинтересованными сторонами в рамках работы над "Планом развития нефтегазохимии до 2030 года" разработало план-график мер по поддержке нефтегазохимической отрасли со стороны государства.

План-график основных мер был сформирован на основе информации, поступившей от федеральных и региональных органов исполнительной власти и отраслевых компаний. Обобщив поступившие данные, Минэнерго России выявило наиболее важные с точки зрения бизнес-сообщества меры государственной поддержки отечественной нефтегазохимии.

План-график мер господдержки включает мероприятия по совершенствованию нормативного технического регулирования, стимулированию потребления конечной нефтегазохимической продукции на внутреннем рынке через изменение стандартов в отраслях-потребителях, административной поддержке создания кластеров и развития инфраструктуры, поддержке экспорта в интересах российских производителей с помощью инструментов таможенно-тарифного регулирования, разработке долгосрочной стратегии по регулированию экспорта и импорта нефтегазохимической продукции, разработке программ кредитования и финансирования отрасли, в том числе с помощью механизмов Инвестиционного фонда Российской Федерации и региональных инвестиционных фондов, научной и образовательной поддержке отрасли. Для обеспечения участников отрасли востребованной общеотраслевой, научно-технической и образовательной информацией предлагается создать информационный центр с привлечением различных информационно-аналитических ресурсов.

В случае реализации всех проектов, заявленных в плане развития газо- и нефтехимии России, российская нефтегазохимическая отрасль к 2030 году может сделать качественный скачок вперед.


Вернуться в раздел