Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Девять месяцев «Нижнекамскнефтехима»

13.12.2011 / 12:09

«Рупек» анализирует возможные варианты эволюции роли каучукового бизнеса компании в связи с планами создания этиленового «миллионника».

Планы «Нижнекамскнефтехима» по созданию этиленового производства на 1 млн тонн в год постепенно перерастают из дискуссионной идеи в твердое намерение. Напомним, в начале июля генеральный директор предприятия Владимир Бусыгин дал развернутый комментарий, оценив проект примерно в $3 млрд. Также «Нижнекамскнефтехим» определился с проектировщиком комплекса (ABB Lummus Global), начал переговоры с банками о предоставлении финансирования, а в сентябре должен был представить руководству республики Татарстан ТЭО проекта.

Своеобразным подтверждением серьезности намерений является отражение этих планов в годовом отчете группы «ТАИФ» - основного акционера НКНХ, всегда весьма и весьма тщательно относящегося к составлению этого документа. В частности, в отчете указано, что к 2020 году мощности «Нижнекамскнефтехима» по пластикам должны вырасти на 178% - то есть почти в три раза, - и достигнуть суммарной величины 1,62 млн тонн с учетом текущих проектов по строительству производства АБС-пластиков (60 тыс. тонн в год) и расширению производств полистирола.

Однако не секрет, что сегодня значительная доля выручки компании формируется не в бизнесе пластмасс и синтетических смол, а в блоке синтетических каучуков. Казалось бы, планы НКНХ по созданию «миллионника» и полимерных производств на его основе означают осознанное желание компании размыть свою выраженную «каучуковую специализацию» и стать компанией, если можно так выразиться, в большей степени полимерной.

Нам, однако, кажется, что такое суждение поверхностно и в чем-то ошибочно. На основе анализа отчетности «Нижнекамскнефтехима» за 9 месяцев 2011 года мы попытались исследовать всю значимость каучукового бизнеса для компании в текущий момент и его вероятное место в будущей конфигурации мощностей компании.

Хорошая специальность

По итогам 9 месяцев 2011 года компания зафиксировала очередные рекорды: выручка составила 91,6 млрд рублей, что на 33% выше, чем годом ранее. Чистая прибыль увеличилась до 11,1 млрд рублей. При этом производительность труда составила 5,3 млн рублей на человека, что является лучшим показателем в отрасли, а рентабельность продаж – 16,7%, что на 2,2% выше, чем годом ранее.

Начнем с того анализа факторов роста выручки, которые приводит сама компания. В частности, сообщается, что 82% дополнительной выручки были обусловлены увеличением цен реализации основной продукции, и лишь 18% - ростом объемов поставок. Какие же продукты предприятия внесли наибольший вклад в рост экономических результатов?

Доля экспортных поставок «Нижнекамскнефтехима» в денежном выражении в январе-сентябре 2011 года составила 48,2%. А согласно годовому отчету, 75% экспортных поставок пришлось на синтетические каучуки, из которых 28% - на изопреновые каучуки, самый тоннажный продукт НКНХ (216,8 тыс. тонн в 2010 году).

Напомним, что цена на изопреновые каучуки складывается на основе цен на натуральный каучук, которые формируются в Юго-Восточной Азии, в частности, в Малайзии – крупном региональном производителе. При расчете же цены СКИ вводится скидка, величина которой зависит от клиента и редко зависит от региона поставок, однако в среднем составляет 10%. Анализ показывает, что средневзвешенная цена на СКИ-3 в портах Китая в январе-сентябре 2011 года выросла более чем на 50% по сравнению со средней ценой того же периода прошлого года:

Источник: Malasiyan Rubber Board, расчет «Рупека» (10% дисконт от цены натурального каучука)

Сама компания сообщает: «Наибольший рост выручки наблюдается по следующим продуктам: СКИ-3, каучуку СКДН, каучуку СКДЛ, полистиролу, полипропилену, полиэтилену». Только вот рост цен на полимерную продукцию, такую как полиэтилен, полипропилен и полистирол, за тот же период в среднем составил 15-25%.

Это утверждение иллюстрируется анализом структуры выручки, которые приводит в своих отчетах компания. В частности, при общем росте продаж в 33% прирост выручки от каучукового бизнеса составил 42,5%, продаж продукции основного органического синтеза – 40,5%, а пластиков и синтетических смол – 35%. Таким образом, дополнительная выручка в 22,8 млрд рублей более чем на половину сформирована за счет прироста в бизнесе синтетических каучуков.

Источник: «Нижнекамскнефтехим», расчет «Рупека»

Однако если продажи в сегменте СК росли бы с более скромной динамикой, как, например, выручка в сегменте пластмасс и синтетических смол, то общая выручка «Нижнекамскнефтехима» составила бы приблизительно 89,3 млрд рублей, что на 2,3 млрд или 3,4% меньше, чем это есть на самом деле. Таким образом, темп роста выручки оказался бы в точности равен темпам увеличения себестоимости производства.

Опережающая динамика продаж каучуковой продукции подтверждается и отчетом компании за 1 полугодие 2011 года. По сравнению с тем же периодом 2010 года цена на СКИ-3, по сообщению компании, выросла на 55,64%, на каучук СКДН – 25,23%. А вот в сегменте пластиков рост был куда более скромный: на полипропилен - 23,36%, на полиэтилен – 15,24%, на полистирол – 19,35%.

Рентабельность продаж за 9 месяцев 2011 года составила 16,7%, годом ранее – 14,5%. По итогам же 1 полугодия этот же показатель составлял 15,5% против 13,4% в 1 полугодии 2010 года. И наибольшая эффективность отмечена именно в каучуковом сегменте: рентабельность производств СКИ-3 составила 62,9%, СКДН – 15,9%, СКД-Л – 23,4%.

Можно, таким образом, резюмировать, что именно выраженная специализация «Нижнекамскнефтехима» в каучуковом бизнесе в значительной степени определяет опережающую динамику роста его экономических показателей.

Косвенно высокая эффективность каучукового бизнеса как такового подтверждается и результатами скромного «Ефремовского завода СК». За 9 месяцев 2011 года предприятие увеличило выручку на 59%, хотя, как отмечается в отчете, производство бутадиеновых каучуков и полиизобутилена в июле-сентябре этого года оказалось в 5 и 1,5 раза меньше, чем в III квартале прошлого года. Это было связано с проведением капитальных ремонтов, однако опережающий рост цен на продукцию на экспортных рынках (доля экспорта в 2010 году составила 26% по СКД и 86% по полиизобутилену) позволил нивелировать негативные последствия остановок. Стоит также отметить, что ЕЗСК перманентно испытывает трудности с поставками сырья (бутадиен и изобутилен) и, соответственно, с загрузкой мощностей.

Противоречия

Однако, несмотря на то, что доля каучукового сегмента в выручке НКНХ за 9 месяцев 2011 года составила 48%, цены на основную продукцию увеличились в 1,6 раза за год, все последние годы наиболее динамично в составе предприятия развивался вовсе не бизнес СК. Согласно данным квартальных отчетов, прирост девятимесячной выручки в каучуковом сегменте с 2008 по 2011 год составил 72%, в сегменте продукции органического синтеза – всего 1%, а вот направление пластиков и синтетических смол, ориентированное главным образом на российский рынок, приросло более чем двукратно – на 128%! И это даже несмотря на кризис и «проседание» спроса в 2008-2009 годах.

Источник: «Нижнекамскнефтехим»

Еще более выраженная разница прослеживается в заявленной динамике развития мощностей по синтетическим каучукам и пластикам:

 

  

Производство, факт, 2010 год, тыс. тонн 

Мощности, план, 2020 год, тыс. тонн в год 

Рост, % 

Пластики 

  

  

  

Полиэтилен 

160 

730 

198% 

Полипропилен 

200 

590 

Полистирол 

184,4 

240 

АБС 

60 

Итого пластики: 

544,4 

1620 

Каучуки 

  

  

66% 

Изопреновый каучук 

216,8 

310 

Бутил и галобутилкаучуки 

138,9 

250 

Бутадиеновые каучуки 

141,6 

250 

СКЭПТ 

2,99 

20 

ИТОГО каучуки: 

500,29 

830 

Источник: «ТАИФ», «Нижнекамскнефтехим»

Из таблицы действительно, складывается впечатление, что в связи с проектом «миллионника» НКНХ вслед за тенденцией последних лет перемещает фокус развития на сегмент пластиков и синтетических смол. Однако такая стратегия, согласитесь, не вяжется с изложенными выше соображениями насчет очевидно более высокой эффективности каучукового бизнеса компании. В чем же парадокс?

Сценарии

Версии тут может быть две.

Первая заключается в том, что изложенные выше выкладки на тему роста выручки в сегменте синтетических каучуков основаны на ситуативных эффектах рыночной конъюнктуры, которые долгосрочной основы под собой не имеют. А стало быть, эффективность бизнеса СК оказалась столь высокой именно в этом конкретном 2011 году. А потому, разрабатывая стратегию развития компании, «ТАИФ» и НКНХ осознано делают ставку на полимерный блок как более надежный и на длинной дистанции более прибыльный. Эта версия, конечно, имеет право на существование, тем более, что недавно агентство Bloomberg со ссылкой на LMC International опубликовало прогноз развития рынков натурального каучука до 2020 года, согласно которому ежегодный прирост будет составлять всего 3,5-4% в год. А вот спрос на полимерные материалы, на российском рынке, по крайней мере, будет, по прогнозу «Плана 2030», расти на 8-15% ежегодно.

Однако нам кажется, что более вероятна иная интерпретация. Она заключается в том, что в «Нижнекамскнефтехиме» ожидают более динамичного роста цен на синтетические каучуки, нежели на полиолефины на всех своих целевых рынках, коими после ввода крупных мощностей окажутся рынки зарубежных стран. Расчет показывает, что если годовые темпы прироста цены на обобщенную «каучуковую продукцию» будут на 6-8% в год обгонять динамику роста цен на обобщенную «полимерную продукцию», то до 2020 года соотношение выручки в бизнесе СК и бизнесе пластиков будет сохраняться на уровне 1,5:1 в широком диапазоне абсолютных величин роста. Напомним, в 2010 году это соотношение составляло 1,47:1, по итогам 9 месяцев 2011 года – 1,6:1.

Остается понять, действительно ли каучуки будут дорожать быстрее, чем пластики. Эта идея имеет под собой определенную основу, поскольку принципы ценообразования на главную в 2020 году каучуковую продукцию НКНХ – изопреновые каучуки, - кардинально отличаются от принципов ценообразования на главную полимерную продукцию – полиэтилен. В первом случае цены привязаны к мировому рынку натурального каучука, а этот рынок в высокой степени волатилен. Влияние на него оказывают самые разные события и факторы, от наводнений в Юго-Восточной Азии (крупный регион-производитель) до землетрясений в Японии (крупный потребитель в шинной промышленности). В свою очередь, цены на полиэтилен во многом завязаны на стоимость сырья – этилена, и в конечном счете – прямогонного бензина и нефти. При сложившемся в России подходе к формированию цен на полимерную продукцию с ориентацией на европейские сырьевые или товарные котировки, можно ожидать драматической разницы в картине развития цен на каучуковую и полимерную продукцию.

Такой сценарий вполне правдоподобен, и в какой-то мере разрешает обозначенный выше парадокс. Иными словами, несмотря на уменьшение доли мощностей по СК, рынки могут сложиться так, что даже эти мощности позволят этому бизнесу приносить НКНХ больше выручки, чем пластики. То есть специализация компании в каучуковом сегменте, с точки зрения выручки, по крайней мере, будет сохраняться.

Дальше – больше?

В этом контексте вполне закономерен вопрос: почему в таком случае «Нижнекамскнефтехим» не развивает мощности по синтетическим каучукам синхронно с полиолефиновыми производствами, чтобы усилить описанный выше экономический эффект? Ответ на этот вопрос, как нам кажется, тесно переплетается в проблемами сырьевого обеспечения каучуковой промышленности. Не секрет, что большая часть производимых в России бутадиена и, например, изопрена потребляется внутри самих компаний, и практически не попадает на рынок. Яркий пример такого положения дел – ситуация на «Ефремовском заводе СК», который своего производства дивнила как раз не имеет. Именно по этой причине «Нижнекамскнефтехим» может планировать развитие каучукового бизнеса только с оглядкой на собственные возможности по мономерам. Иными словами, создавая новый «миллионик», компания уже сегодня может определить доступный ей «потолок» по объемам бутадиена и изобутилена. Причем максимальный выход этих продуктов может быть обеспечен при загрузке комплекса преимущественно тяжелым сырьем, то есть прямогонным бензином с региональных НПЗ.

Резюмируя, можно сделать вывод, что намеченный компаний план развития мощностей по пластикам и каучукам при определенных, весьма, впрочем, вероятных, сценариях развития рынков, не внесет изменений в текущую роль блока СК в формировании выручки компании. С другой стороны, делать ставку на создание исключительно каучуковых мощностей «Нижнекамскнефтехим» не может, потому что обеспечить их сырьем возможно только с вводом в строй нового пиролизного комплекса на бензиновом сырье, который автоматически приведет к преобладанию тоннажа полиолефиновой продукции над каучуковой.

Вернуться в раздел