Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Оправдан ли оптимизм?

23.06.2011 / 03:34

Возвращаясь к светлым прогнозам участников нефтехимической индустрии и профильных государственных ведомств о перспективах роста спроса на продукцию отрасли, «Рупек» решил проанализировать основные тенденции в строительном секторе – главном потребителе нефтехимии.

По данным аналитического агентства «Альянс-Аналитика», в 2010 году структура российского рынка переработки базовых полимеров складывалась в основном в пользу изделий для строительной отрасли (это профильно-погонажные изделия, сайдинги, декоративные листы и панели, теплоизоляция, гидроизоляция и т. п.) и сегмента тары и упаковки:

Structure.jpg

Иными словами, строительство – важнейшая отрасль-потребитель нефтехимической продукции, в интересах которой в 2010 году было выпущено почти 850 тыс. тонн изделий из базовых термопластов. Очевидно, что радужные прогнозы многократного развития спроса на нефтехимию связаны не в последнюю очередь со строительным сектором. Положительная динамика может быть сформирована двумя путями: за счет валового увеличения объемов строительства (так как объемы вводимых строительных объектов прямо связаны с объемами потребления нефтехимии), а также за счет освоения строительной индустрией новых методик, подходов, технологий и, соответственно, новых материалов. Тут в пример можно привести замещение минеральных утеплителей полимерными или переход от традиционной и малоэффективной битумной изоляции к полимерной, о чем «Рупек» уже писал. Поскольку этот момент находится больше в области регулирования, выведем его пока за рамки обсуждения и перейдем к анализу тенденций в строительной индустрии.

Перелом не ожидается

Ситуация здесь не столь радужная, как в той же нефтехимии. Пик объемов ввода новых помещений в целом по России был пройден в 2008 году, после чего, несмотря на общее восстановление экономики от кризиса, возврата положительной динамики не последовало. Причем если перед кризисом рост шел во многом за счет коммерческой недвижимости, то после 2008 года этот сегмент сокращается быстрее всего. В итоге, тон опять задает жилое строительство:

ALLRF.jpg

Как видно из графика, в 2010 году предпосылок к перелому негативной тенденции не наблюдалось. Даже если предположить, что по итогам 2011 года обозначится рост объемов введенных площадей, то он явно будет чисто символическим. Достигнуть же в ближайшие годы темпов 2006-2008 годов точно не удастся. Поэтому если предположить, что начиная с 2011 года прирост объемов введенных площадей повторит сценарий посткризисного восстановления начала 2000-х, то показателей 2008 года удастся достичь только к 2014 году. А если коммерческое строительство продолжит стагнировать и дальше, то выйти на объемы 2008 года удастся только к 2015-2016 годам.

Эти же выводы подтверждает анализ динамики площадей, находящихся в незавершенном строительстве. За последние 10 лет доля "незавершенки", например, в жилом сегменте, от общих объемов введенных площадей постоянно сокращается. Но если в начале 2000-х это было связано, скорее, с активизацией индустрии и увеличением темпов и объемов работ на незавершенных объектах, то в последние годы, особенно после кризиса, это свидетельствует о том, что сокращается число новых проектов, которые перетекают в статистику будущих лет. Такой вывод подтверждается особенно наглядно результатами 2007-2008 годов, когда объемы незавершенного строительства даже выросли (и замедлился темп падения доли) за счет огромного числа проектов:

Notfinished.jpg

 Жилищное строительство

Иными словами, данные статистики по незавершенному строительству свидетельствуют: посткризисный период оставил незначительный задел на будущие годы.

Как же ситуация обстоит в этом году? Оперативные данные Росстата  говорят о сохранении негативной динамики в отрасли. Например, в январе-апреле 2011 года в жилищном строительстве, на которое пришлось порядка 82% всех введенных объемов, в целом в России было введено на 6,7% меньше площадей, чем за аналогичный период прошлого года. Среди лидеров отрицательной динамики ЦФО и СЗФО - по - 20%:

2011.jpg

Стоит однако отметить, что строительный рынок отличается ярко выржанной сезонностью, как правило пики введенных площадей приходится  на июнь, сентябрь и особенно декабрь каждого года (правда, последнее скорее всего связано с фактором окончания года и подготовки финальной отчетности, чем с реальным вводом объектов). Поэтому есть шанс, что по итогам 2011 года статистика ввода новых объемов в строительстве в целом по стране выйдет в плюс. И если так все же случится, то ожидать серьезных цифр и резкого старта к наращиванию объемов все равно не приходится. Поэтому нам кажется, что в ближайшие годы строительная индустрия не сможет показать серьезных темпов роста, а значит - обеспечить значимый прирост объемов потребления нефтехимии.

Миграция активности

Другая тенденция последних лет на строительном рынке связана с географическим перераспределением точек роста. Анализ динамики ввода новых площадей в разных федеральных округах показывает, что кризисные явления 2008-2009 по-разному повлияли на региональные рынки.

All-fedCoun.jpg

Так, традиционно лидирующий в объемах строительства ЦФО в 2010 году не только не восстановил объемы ввода площадей, но еще усугубил падение. А вот Дальневосточный ФО пусть и характеризуется самыми низкими объемами строительства, но кризиса он как будто и не заметил. Точно также кризис почти не отразился на объемах вводах новых площадей на Юге России. Активнее других из кризиса начал выходить Северо-Западный ФО.

Получается, что ЦФО держится в лидерах по объемам, но точно уступает с точки зрения динамики и перспектив. Между тем, именно в ЦФО сконцентрированная существенная доля производителей изделий из базовой нефтехимии для нужд строительства. На сужающемся местном рынке в будущем им придется еще сильнее конкурировать друг с другом. В этом смысле значительно привлекательнее смотрятся такие регионы, как Северо-Запад (за счет, в основном, Санкт-Петербурга) и Юг России, где восстановление положительной динамики или уже началось, или начнется раньше, чем в ЦФО. Но будут ли производители из ЦФО конкурентны на этих рынках с учетом логистики своей продукции?

Еще более показательны данные по объемам ввода новых площадей в топ-10 регионах, которые больше всего строили в 2010 году:

Top10.jpg

Довольно неожиданно, но Москва на фоне других субъектов федерации выглядит очень слабо: третий год в регионе стремительно падают объемы ввода новых площадей, причем отрицательная динамика сформировалась еще до кризиса. Негативные показатели Москвы в общей статистике по ЦФО в некоторой степени отыгрывает Московская область, лидирующая по валовым цифрам, но также имеющая не самую впечатляющую динамику последних лет. Стоит обратить внимание на такие регионы, как Татарстан и Свердловская область, где уже в 2010 году объемы ввода новых помещений превысил показатели докризисного 2008 года, показав неплохую динамику: + 11,9% и +12,5% в 2010 году к 2009 году соответственно. Эти регионы, очевидно, можно считать самыми перспективными и динамичными рынками нефтехимической продукции для строительной индустрии в ближайшие годы. Но лидер по динамике развития строительного сектора в 2010 году – Санкт-Петербург: +17,6% в 2010 году. Причем по валовым объемам регион вышел на 2-е место в России, обойдя Москву. Это также очень привлекательный рынок. Стабильными смотрятся такие регионы, как Краснодарский край и Новосибирская область.

Два вывода

Резюмирую, можно сделать вывод о том, что возврат объемов ввода новых помещений в России к докризисным показателям произойдет только к 2015 году (это, кстати, расходится с плановыми цифрами жилищных федеральных целевых программ, которые, как нам кажется, излишне оптимистичны). Поэтому в ближайшие 4-5 лет фактор валового прироста объемов строительства обеспечит рост потребления полимерной продукции на 150-170 тыс. тонн к уровню 2010 года. Очевидно, что подобные цифры не сыграют решающей роли в развитии внутреннего нефтехимического рынка. Так что совершенно оправданы усилия участников отрасли по пропаганде новых технологий и материалов в строительстве, по лоббированию соответствующих регулирующих норм и стандартов. Вероятно, более активное применение современных синтетических материалов в новых направлениях или же вместо устаревших аналогов сможет оказать более значимую поддержку спроса на нефтехимию в строительной индустрии, чем ее естественное развитие.

Второй момент. Строительная активность смещается из традиционных точек роста в другие регионы. На смену «строительному буму» в Москве пришел затяжной и интенсивный спад, эстафету перенимают такие регионы, как Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская область, Юг России. Этот фактор важно учитывать при планировании размещения новых мощностей по производству изделий из полимеров для строительного сектора. Тем же переработчикам, кто расположен вблизи традиционных рынков ЦФО придется либо искать возможности для конкуренции на сужающемся рынке, либо для конкуренции с учетом логистики своей продукции до новых точек роста.

Автопром тоже не поможет

Ну и напоследок порция информации из иной отрасли потребления нефтехимической продукции – автомобилестроения. По данным Михаила Кацевмана, директора по науке и развитию группы «Полипластик», в последние годы отмечается тенденция сокращения массы полимеров, применяемых при создании европейских автомобилей среднего класса. Так, с 2007 по 2009 годы содержание полипропиленовых пластиков снизилось с 68 кг на 1 автомобиль Renault до 61,5 кг.

Auto.jpg

Аналогично, содержание полиамидных компаундов снизилось с 25 кг до 14,2 кг на автомобиль.

По словам Михаила Кацевмана, это связано с совершенствованием технологий переработки пластиков, что позволяет сегодня делать те же детали автомобиля, что и раньше, но с меньшим расходом сырья за счет, например, уменьшения толщины деталей. Поэтому Михаил Кацевман достаточно сдержанно оценивает перспективы сегмента автокомпонентов как одного из драйверов внутреннего рынка полимерной продукции. По его расчетам, в 2014 году российский автопром (отечественные производители и сборочные производства иностранных компаний и СП) будет потреблять всего на 50,9 тыс. тонн полипропиленовых пластиков больше, чем в 2010 году. Причем 7 тыс. тонн из этих объемов будут удовлетворяться за счет импорта. Если предположить, что полипропиленовые пластики составляют порядка 40% от общего объема полимерных компонентов автомобиля (как это показано в исследовании СИБУРа и RPI), получается, что к 2015 году рынок полимерных автокомпонентов на территории России вырастет всего на 120-125 тыс. тонн.

Тоже не ахти какая выдающаяся динамика. Так что на основании всех описанных выше расчетов касательно строительной индустрии и автопрома остается только сделать неизбежный вывод о том, что для роста спроса на нефтехимическую продукцию в 3-4 раза к 2020 году, как это прописано в «Плане 2030», от государства и компаний отрасли потребуется не просто упование на естественное развитие экономики, и даже не активизация применения нефтехимической продукции в традиционных отраслях с помощью совершенствования нормативной базы, а какие-то поистине неординарные меры. Ну, например, создание с нуля новых мощных отраслей-потребителей, таких, как, например, электротехническая промышленность или конвейерное самолетостроение.

Вернуться в раздел