Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Безбрежный российский рынок

18.04.2011 / 16:04

Отечественная нефтехимическая промышленность вплотную подошла к очередному периоду своего инвестиционного развития. Это зафиксировано не только в государственных документах по стратегическому планированию в отрасли, но и заявлено самими нефтехимическими компаниями. Однако задачи капитального строительства сталкиваются с рядом трудностей. Одна из них – несовершенство действующих технических норм и стандартов – вышла на уровень правительства страны и, как ожидается, будет решаться все возрастающими темпами. Другой важной проблемой является доступ к современным технологиям и оборудованию. В этом вопросе задачи нефтехимической отрасли вплотную соприкасаются с состоянием дел в отечественном химическом машиностроении. Этот диалог получил развитие в новом формате в начале апреля, когда нефтехимический холдинг СИБУР организовал и провел совещание «Практика и потенциал использования продукции отечественного машиностроения в российской нефтехимии».

Проблемы умения

Рынок, на котором работают и будут работать российские поставщики химического оборудования, очень обширен, что по идее должно создавать условия для развития и роста отечественного машиностроения. Директор Департамента переработки нефти и газа Министерства энергетики России Петр Дегтярев, рассказывая о состоянии отраслей энергетики, нуждающихся в новом оборудовании, отметил, что если, например, объем инвестиций в обновление и расширение бурового фонда российских компаний до 2020 года может составить 140-165 млрд рублей, то потенциальный объем инвестиций в нефтехимию до 2030 года может составить около 1 трлн рублей. Учитывая, что, по данным СИБУРа, около 40-45% капитальных вложений идет на приобретение оборудования, то в ближайшие 20 лет российские машиностроители могли бы получить заказов на 400-450 млрд рублей.

Однако сегодня ситуация складывается не в пользу отечественных поставщиков оборудования. Ключевой проблемой является ощутимое технологическое отставание российских машиностроителей от их коллег из-за рубежа. Как отметил в своем выступлении руководитель службы капитальных вложений и инвестиционных проектов СИБУРа Борис Лим, в проекте комплекса по производству полипропилена по технологии дегидрирования пропана «Тобольск-Полимер» лишь 15% оборудования было закуплено у российских поставщиков. Причем это главным образом базовое и простое оборудование: емкости, металлоконструкции, теплообменные аппараты. В целом по инвестиционным проектам СИБУРа почти все заказы по этим позициям размещаются в России. Однако уже по компрессорно-насосному оборудованию лишь 50% заказов исполняется отечественными компаниями, а в сегменте контрольно-измерительных приборов и аппаратов превосходство иностранных поставщиков доходит до 70%. «Мы видим, что чем сложнее оборудование, тем больше, к глубокому сожалению, баланс смещается в сторону импорта», – отметил Борис Лим.

Заместитель генерального директора «Нижнекамскнефтехима» по капитальному строительству Виктор Трифонов сообщил, что в реализуемом проекте создания производства АБС-пластиков мощностью порядка 60 тыс. тонн в год российские компании выполняют 50% заказов на оборудование. Но этот паритет несколько иллюзорен: в стоимостном выражении на отечественных машиностроителей приходится менее 20% заказов. Иными словами, поставляемое ими оборудование носит базовый, технологически несложный характер. «В этом корень зла», – отметил Виктор Трифонов.

Проблема участия

Кроме очевидного технологического отставания российских машиностроителей, есть и проблемы другого рода. В своем выступлении президент СИБУРа Дмитрий Конов отметил, что иностранное оборудование зачастую более дешевое, чем российское. Кроме того, развитые инструменты проектного финансирования за рубежом позволяют российским заказчикам получить более дешевые кредиты при работе с иностранными машиностроителями. В этом помогает система кредитных экспортных агентств, которая в России толком не существует.

Дмитрий Конов также рассказал об одном не самом очевидном преимуществе иностранных поставщиков: «Иностранное оборудование дает нам возможность понимать, что такие технологические решения уже эксплуатировались где-то, мы можем его посмотреть на месте до того, как оно поступает к нам, мы можем изучить его технические характеристики и поговорить с теми, кто его эксплуатирует, понять его проблемы и недостатки».

Как правило, поставщиками технологий для крупных и важных нефтехимических объектов являются иностранные лицензиары. Это является одной из главных причин, по которой российские машиностроители выпадают из инвестиционных процессов в нефтехимии, поскольку зарубежные лицензиары «заказывают музыку» и работают с иностранными же производителями оборудования, которые им знакомы и ими сертифицированы. Российские компании в принципе могут внедриться в эту цепочку, однако пока не предпринимают решительных шагов для этого. По мнению Бориса Лима, отечественные машиностроители должны активнее осваивать зарубежные практики, принятые у ведущих лицензиаров: работать с англоязычной документацией и единицами измерения, изучать систему работы EPCM-контракторов, уйти от традиционной маркетинговой пассивности по принципу: есть прайс-лист – ждем от вас заказов. Его поддерживает Виктор Трифонов: «Мы сегодня работаем с крупнейшими мировыми шинными компаниями по поставкам сырья. Это потому, что мы научились говорить по-английски, научились читать их документацию, именно потому, что мы пришли и предложили то, что им нужно сегодня. Не то, что у нас есть, а то, что им нужно».

Владимир Разумов также отмечает невысокий уровень активности машиностроителей: «Мы разослали машиностроителям запросы по всему спектру оборудования для проекта «РусВинил». 80% нам просто не ответили, а из тех 20%, что ответили, большая часть не смогли разобрать, что требуется. Надо не говорить, что западные лицензиары не хотят с нами работать, а задуматься, почему они не хотят. Да, отстали. Так давайте вместе догонять. Приходите. Мы готовы идти к лицензиарам вместе с вами. Свести с любыми нашими зарубежными партнерами».

Инструменты поддержки

Проблему влияния зарубежных лицензиаров на выбор поставщиков оборудования директор по инжинирингу и нефтехимическому оборудованию группы «Объединенные машиностроительные заводы» – лидера химического машиностроения России – Максим Кайтанов считает одной их важнейших. Для ее преодоления ОМЗ взаимодействует с лидирующими мировыми лицензиарами: Chevron Lummus Global, ExxonMobile, UOP, Halder Topse, Axens, Shell Global Solutions и т.д. Входящие в ОМЗ «Ижорские заводы» проходят в настоящее время аттестацию Chevron для включения в одобренный список поставщиков оборудования. Проблему морально и физически изношенного производственного оборудования ОМЗ решает в рамках инвестиционной программы модернизации размером более 16 млрд рублей. Общей для всех поставщиков химического оборудования проблемой Максим Кайтанов называет дефицит квалифицированных кадров и неконкурентные условия финансирования проектов, что не позволяет российским компаниями наравне бороться с зарубежными. Кроме того, отсутствие условий и практики заключения долгосрочных контрактов между производителями и заказчиками оборудования не дает заводам нормализовать загрузку мощностей. Они то простаивают, то занимаются накладывающимися проектами. Отсюда нестабильная экономика и проблемы со сроками исполнения заказов.

Все это выводит на три ключевых направления поддержки, которую государство могло бы оказать машиностроителям: содействовать техническому перевооружению, обеспечивать возможности специального финансирования крупных проектов и развивать практику долгосрочных контрактов.

Полную версию статьи читайте в новом номере журнала «Нефтехимия Российской Федерации»

Вернуться в раздел