Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Конъюнктурная эффективность

2.02.2011 / 12:57

Новый 2011 год на европейском рынке поливинилхлорида (ПВХ) начался с роста цен на сырье – этилена, спровоцированного, очевидно, постепенным подорожанием нефти. Среднемесячная цена контрактных поставок в январе выросла более чем на €100 до €1110 за тонну. Вслед за этиленом на фоне низкого уровня накопленных складских запасов полимера в январе в Европе подорожал и сам ПВХ. В последнюю неделю января рост составлял порядка $50 за тонну по отношению к средним показателям декабря. По мнению участников рынка цены на поставки в феврале также вырастут. По некоторым оценкам, рост составит €50-60 за тонну, однако фиксируемый в данный момент низкий уровень спроса вряд ли позволит производителям настолько поднять цены. Наиболее реалистичными выглядят прогнозы роста цен на €10-15 за тонну.

EthylenEURHistory.jpg

На волне

Рост европейских котировок на ПВХ вызвал ответную реакцию российского рынка – в январе ПВХ-С в Центральной России подорожал на 100-400 руб. за тонну по сравнению со средними ценами декабря. Напомним, главным принципом ценообразования на внутреннем рынке ПВХ служит импортный паритет, когда цена на российскую продукцию рассчитывается из зарубежных котировок путем прибавления величины затрат на логистику и ввозную пошлину, которая сейчас составляет 10%, хотя в сентябре правительственная комиссия одобрила предложение о ее повышении до 15%. В итоге, цены на внутреннем рынке существенно выше, чем в соседних странах. Косвенным подтверждением тому  является соотношение цен в Центральной России и на границе. Так, средняя цена ПВХ-С К=64/67 на условиях СРТ Москва в последнюю неделю января составляла $1585 за тонну. В тоже время средняя цена поставок ПВХ-С из США на базисе CFR Санкт-Петербург составляла $1080 за тонну, на базисе CFR во Владивостоке – $1100 за тонну. Сухопутные поставки из Азии были еще дешевле: DAF Забайкальск – $1020 за тонну в конце января. Стоит отметить, что условия поставки CFR подразумевают возмещение издержек на фрахт судна, доставку в порт, погрузку и экспортные таможенные процедуры. Покупатель же, по сути, только страхует груз и оплачивает ввозную пошлину. Поэтому потребителю, например, из северо-западного или дальневосточного региона значительно выгоднее приобретать импортный полимер в портах, чем отечественный в Москве.

При этом, по данным участников рынка, в феврале цены на ПВХ российских производителей могут вырасти еще на 1-3 тыс. рублей за тонну, что связывается как с изменениями на рынках Европы и Азии, так и с традиционным новогодним ростом тарифов на железнодорожные перевозки. Если такой сценарий действительно реализуется, а февральские новогодние праздники в Китае не окажут существенного влияния на предложение, российский ПВХ опять окажется дороже товара из Поднебесной. 

PricesHistory.jpg

Противоположности

Но если в Европе рост цен на ПВХ обусловлен факторами фундаментальными – подорожанием этилена, в частности, и сокращением складских запасов, то подобных причин у российских производителей нет. В итоге, в январе разница цен на этилен и ПВХ (с учетом курса €/$ 1,32 и расходного коэффициента 0,48 тонн этилена на 1 тонну ПВХ) в Европе и Азии составляла чуть более $400, а в России – более $1000.

Spr.jpg

Конечно, эта оценка является довольно грубой, так как рынка этилена в отечественной отрасли как такового не существует. Цена этилена с «Салаватнефтеоргсинтеза» в какой-то степени является ориентиром, поскольку предприятие поставляет сырье различным покупателям, рассчитывая его стоимость исходя из текущих котировок на сырьевые продукты: нафту, сжиженные газы и этан. Однако, например, принципы ценообразования на этилен, поставляемый «Саянскхимпласту», имеют другой характер и привязаны к котировкам на ПВХ на внутреннем и внешнем рынках с учетом структуры поставок. Позиции этого предприятия, кстати, в вопросе прибылей, наверное, самые слабые, поскольку «Саянскхимпласт» сильно удален от основных центров потребления, а у себя в регионе вынужден конкурировать с поставщиками из Китая, которые производят ПВХ из дешевого ацетилена.

Совершенно иная ситуация у второго по величине производителя ПВХ – стерлитамакского «Каустика». После обострения отношений со своим поставщиком – «Салаватнефтеоргсинтезом» - в августе-сентябре 2010 года и вмешательства в ситуацию правительства, предприятие получает минимальные технологические объемы этилена (4,5 тыс. тонн в месяц) по цене, рассчитываемой из формулы ФАС. В январе 2011 года цена, полученная по этой формуле, была примерно на 5 тыс. рублей ниже, чем СНОС рассчитывал из рыночных котировок на сырье и предлагал другим своим клиентам. Между тем, в первый месяц нового года «Каустик» решил закупить 8 тыс. тонн этилена, однако посчитал предложенную СНОСом цену завышенной, хотя она в 1,6 раза ниже европейской  и с ней согласились все прочие потребители салаватского этилена, для которых маржа переработки в разы ниже, чем для «Каустика». В итоге, стерлитамакское предприятие предложило СНОСу покупать 4,5 тыс. тонн в месяц по цене, рассчитанной из формулы ФАС, а оставшиеся 3,5 тыс. тонн – по цене СНОСа. Для последнего цена, рассчитываемая из формулы ФАС, по заявлению представителей предприятия, находится ниже порога себестоимости продукции и приносит ему убытки. Соответствующее предписание антимонопольного ведомства СНОС оспаривает в суде.

Как бы то ни было, нужно признать, что очищенная от стоимости основного сырья выручка российских производителей ПВХ выше, чем в Европе и Азии.

Такая ситуация, согласно популярным на западе принципам устойчивого развития бизнеса, должна подталкивать компании перманентно инвестировать в обновление или расширение производств. Между тем последний инвестиционный цикл среди производителей ПВХ завершился в 2008-2009 годах, когда свои мощности увеличили «Саянскхимпласт» и «Каустик» из Стерлитамака. Сегодня инвестиционной активности этих предприятий не наблюдается. Это означает, что российские производители ПВХ, пользуясь удачной конъюнктурой и вопреки принципам долгосрочного развития, получают своеобразные «сверхприбыли», либо же производственные фонды российских компаний настолько изношены, что спред между ценами сырья и продукции, более чем вдвое превышающий аналог у конкурентов из Европы и Азии, полностью «съедается» высокой себестоимостью производства. Как бы то ни было, заложниками вынужденной "конъюнктурной эффективности" производителей ПВХ становятся отечественные переработчики. Данную ситуацию нефтехимический портал "Рупек" предлагает обсудить в ходе online-конференции.


Теги: ПВХ
Вернуться в раздел