Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Рынок без баланса

21.12.2010 / 15:58

Внутренний рынок пока сложно назвать приоритетом для производителей сжиженных газов. Его емкость недостаточна для того, чтобы обеспечить сбыт больших объемов СУГ. По мнению участников рынка, для увеличения потребления сжиженных газов внутри страны необходимо более оперативно реагировать на изменения экспортной стоимости СУГ, регулируя размер вывозной пошлины, а также отменить тормозящую рынок систему "балансовых заданий".

Балансовые реалии

Система "балансовых заданий" была введена в 1999 году, когда в результате высоких экспортных цен возник дефицит газа на внутреннем рынке. По мнению экспертов, сейчас эта схема реализации газа полностью себя изжила. Ее применение оборачивается недополученной прибылью для производителей и не в полной мере обеспечивает надежность снабжения газом населения.

Еще в 2003 году правительство утвердило концепцию либерализации цен на сжиженные газы, которая предполагала поэтапное повышение оптовых цен на СУГ для бытовых нужд. Была также прописана возможность прекращения государственного регулирования цен, но не ранее, чем с 2005 года. Однако спустя уже 5 лет этот механизм по-прежнему функционирует.

Цены на СУГ для поставок в коммунальный сектор обозначаются в начале каждого года. В 2010 году цена на "балансовый газ" составляла 6,613 тыс. рублей за тонну, а с 1 января 2011 года она должна вырасти на 15% и составить 7,605 тыс. рублей за тонну. При этом коммерческие поставки внутри России осуществляются по более высоким ценам. Так, по данным "Газпром газэнергосети", в январе-сентябре 2006 года "балансовый газ" был в 5 раз дешевле коммерческого. В дальнейшем эти цены начали сближаться, однако разрыв по-прежнему оставался значительным.

Исключительный эпизод произошел в начале 2009 года, когда конъюнктура рынка СУГ сильно "просела", и рыночная цена оказалась ниже зафиксированной государством. Компании-производители, для которых в хорошие времена балансовые задания висели тяжким бременем, на этот раз были вынуждены за них "бороться", чтобы хоть как-то улучшить сбыт своих СУГ на упавшем рынке.

Сейчас ситуация вернулась на круги своя – в 2010 году "балансовый газ" в среднем стоил примерно на 3500-4000 рублей дешевле, чем "коммерческий". Однако, как отмечает Дмитрий Миронов, заместитель генерального директора по реализации "Газпром газэнергосети", все далеко не так однозначно. В некоторых регионах периодически возникает ситуация, когда цены на газ выравниваются или "балансовый газ" становится дороже "коммерческого". В этом случае переход населения на потребление "коммерческого газа" приводит к сокращению объемов поставок "балансового газа" операторами – газораспределительными компаниями (ГРО, известные, как "облгазы", "горгазы" и "райгазы"). При этом они продолжают эксплуатировать имущественные комплексы и газонаполнительные пункты. Все эти затраты ложатся на меньший объем продукции, что приводит к еще большему увеличению стоимости "балансового газа" для населения.

Не стоит также забывать и про национальные особенности. В ситуации бесконтрольной работы ГРО при поставках "балансовых" объемов, помимо регулируемого и коммерческого рынков не мог не появиться также и третий, полулегальный рынок. Это происходит потому, что четкого и эффективного механизма определения объемов газа, необходимого потребителям, по большому счету, не существует. И излишки газа, который запрашивает, например, районная ГРО, счастливо ей реализуются "на сторону" по коммерческой цене. То есть происходит перетекание СУГ из регулируемого сектора в коммерческий, формируется так называемый "серый" рынок СУГ – благодатная почва для нелегальных операций. При этом инструмента, который бы позволял привлекать ГРО к ответственности за нецелевое использование "балансового газа", в России почему-то не смогли или просто забыли придумать.

Цена вопроса

По оценкам "Газпром газэнергосети", объем рынка "балансового газа" в 2010 году составил примерно 700 тыс. тонн. Это порядка 18% от общих поставок газа в коммунально-бытовой сектор хозяйства или около 9% с учетом поставок в нефтехимию. Надо отметить, что цифры по потреблению "балансового газа" у участников рынка в существенной степени разнятся.

В 2009 году по регулируемым ценам было продано 545 тыс. тонн СУГ. При этом в 2007 году поставки по балансовым заданиям составляли 1,141 млн. тонн, а в 2008 году - 936 тыс. тонн. Д.Миронов объясняет снижение объемов, в частности, постепенным повышением уровня газификации регионов.

СУГ-динамика потребления.jpg

Если исходить из оценок "Газпром газэнергосети", с учетом разницы в цене "балансового" и коммерческого газа недополученная прибыль производителей от поставок по фиксированным ценам составляет приблизительно 3 млрд рублей в год. Именно столько компании могли бы инвестировать в модернизацию производственных фондов. Все это дает участникам рынка основания считать сохранение системы балансовых заданий неэффективным инструментом, который тормозит развитие рынка с одной стороны, и создает благоприятные условия для недобросовестной работы ГРО с другой. А это означает, что система, ранее задуманная для обеспечения гарантированных поставок СУГ населению, свою первичную функцию не выполняет.

Рыночный ответ

Так что призывы производителей отменить анахроничную систему "балансовых заданий" вполне обоснованны. Однако что в этом случае будет с населением, которому СУГ нужны для удовлетворения первичных потребностей? Защитники системы балансовых заданий настаивают на том, что после полной либерализации рынка взрывного роста цен на "баллонный газ" не избежать. Впрочем, производители уверяют, что это не так.

Отмена системы, безусловно, подтолкнет цены вверх, отмечает Д.Миронов. Однако одновременно с этим, за счет более эффективной логистики, можно рассчитывать на определенное снижение цены. В итоге, по его расчетам, два тренда смогут частично компенсировать друг друга, и розничная цена газ вырастет примерно на 16-17%. При среднем потреблении СУГ 5 кг в месяц на одно домохозяйство затраты на сжиженные газы составят порядка 130 рублей за человека. То есть создание полностью свободного рынка СУГ обойдется обычному потребителю примерно в 18-20 рублей в месяц. Поэтому никакого серьезного негативного эффекта, тем более социального взрыва, ждать не стоит, уверен Д.Миронов. А для социально незащищенных слоев населения предлагается предусмотреть механизм компенсации части стоимости на сжиженные газы. Средства для этих целей могут быть привлечены за счет дополнительных налоговых поступлений, полученных в результате реализации больших объемов СУГ по рыночным ценам.

Для обеспечения регионов гарантированными объемами сжиженного газа вполне достаточно соглашений между региональными властями и производителями, уверен Д.Миронов. Такая практика уже существует. Главное – договориться об условиях поставок, которые заинтересуют всех участников процесса.

Дефицитный товар

Впрочем, сохранение системы балансовых заданий – не единственная беда внутреннего рынка. Российский рынок находится в зависимости от экспорта, отмечает специалист агентства "Кортес" Анна Бондаренко. И изменение методики расчета экспортной пошлины на сжиженные газы привело к изменению торгового баланса и сужению внутреннего рынка.

Отказ от привязки экспортной пошлины на сжиженные газы к светлым нефтепродуктам в начале 2009 года позволил производителям чувствовать себя гораздо увереннее на фоне практически "умершего" внутреннего рынка – новый механизм расчета разом снизил пошлину в 2 раза. Однако сейчас с учетом восстановления спроса внутри страны размер пошлины многим участникам рынка кажется недостаточным.

Как отмечает Елена Жаринова, руководитель коммерческого отдела ООО "Митекс", которое занимается реализацией сжиженного углеводородного газа населению в Северо-Западном регионе, в настоящее время на многих АГЗС можно видеть табличку – "газа нет". Подобная ситуация наблюдается и в других российских регионах. По ее мнению, связано это с ростом экспортного потока, вызванного увеличением цен на сжиженный газ на экспортных рынках - так, в октябре экспорт по сравнению с сентябрем вырос на 10%.

Впрочем, производители уверяют, что не сокращают объемы поставок на внутренний рынок. Как отметил представитель "СИБУРа" (крупнейший производитель СУГ в стране), "компания свои объемы поставок в ноябре - декабре фактически не сокращала". По его словам, все клиенты с которым работает "СИБУР" не ограничены продукцией.

Производители отмечают, что существующий механизм расчета пошлины является оптимальным. В настоящее время расчет пошлины происходит ежемесячно на основании мониторинга экспортных цен на сжиженные газы. В ноябре произошел существенный рост пошлины на СУГ - по сравнению с октябрем она выросла почти в 2 раза – до $116,4 за тонну. В декабре размер пошлина составляет $118,1 за тонну. При этом пошлина на светлые нефтепродукты сейчас составляет $217 за тонну.

СУГ-пошлины.jpg

По мнению представителя "Газпром газэнергосети", изменив механизм расчета пошлины, государство лишь установило правило игры. При этом реагировать на изменения рыночной конъюнктуры на рынке СУГ оно должно более оперативно. То есть уже сейчас, в связи с ростом экспортных цен размер пошлины мог бы быть $250 за тонну. "И все были бы рады, но государство молчит", - заключил он. Для развития внутреннего рынка пошлины на сжиженные газы можно было увеличить, соглашается "СИБУР". Но делать это нужно постепенно, по мере роста переработки внутри страны. Необходимо также развивать рынок потребления СУГ в качестве моторного топлива. А для этого необходимо создавать законодательную базу, стимулирующую потребителей к использованию альтернативных видов моторного топлива. Однако этот вопрос также не могут решить уже очень долгое время – соответствующий законопроект "лежит" в Думе более 5 лет.

Теги: СУГ, пошлины
Вернуться в раздел