Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

Он-лайн конференция "Сырьевые кризисы в российской нефтехимии"

10.09.2010 / 19:05

Информационно-аналитический портал "Рупек" в пятницу, 10 сентября, провел он-лайн конференцию, посвященную одной из ключевых проблем российской нефтехимической отрасли – доступу к сырью.

В конференции приняли участие: генеральный директор ОАО "Башкирская химия" Надежда Пинигина, заместитель генерального директора ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" по нефтехимии Борис Анисимов, аналитики инвестиционных компаний.

После того, как распалась единая технологическая карта отрасли, а нефтехимические активы перешли к разным собственникам, сырьевые кризисы возникают с угрожающей регулярностью. Это приводит к тому, что одним предприятиям приходится просто выживать, другим – тормозить или даже свертывать инвестиционное развитие. Примеров можно привести достаточно. Из последних – прошлогодний конфликт "Казаньоргсинтеза" и "Газпрома", остановка "Омск-Полимера" и этиленовый кризис, разразившийся недавно между "Салаватнефтеоргсинтезом" и "Каустиком".

В ходе конференции мы попытались понять, как избежать повторения подобных кризисов в дальнейшем.

Редакция сайта "Рупек":  Возможно ли  системное решение возникающих сырьевых конфликтов? В чем, по вашему мнению, должна заключаться роль государства в урегулировании этих вопросов?

Борис Анисимов: Естественно, что государство должно обращать особое внимание на сырьевые потоки государственных монополий и регулировать с помощью законов и подзаконных актов вопросы ценообразования на продукцию естественных монополий силами специальных ведомств, таких как ФАС, Федеральная служба по тарифам, Федеральный центр ценообразования, прокуратура: контроль не просто цены, а себестоимости и нормы рентабельности.

Министерство энергетики РФ может легко определить сырьевые потоки, на которых имелись и имеются конфликтные ситуации между производителем и потребителем. И именно данные точки и должны являться первоочередными для рассмотрения правильности ценообразования и организации доступа, т.е. доступа производителей следующих переделов к данным ресурсам.

Производителям и потребителям данного сырья необходимо четко понимать, каков допустимый уровень рентабельности при добыче, первичной переработке и в дальнейших переделах. Наработанный опыт при изучении точек конфликтов интересов позволит выработать министерствам и государству подход к ценообразованию и определению уровня рентабельности от добычи до конечной продукции.

Надежда Пинигина: Причины возникновения сырьевых конфликтов такие:

· Дефицит сырья

· Несогласованность действий

· Разные условия доступности сырья

Системное решение возможно всегда, для чего необходимо поставить цели и найти пути их решения.

Развитие мировой нефтехимии характеризуется перемещением нефтехимических центров в Северо-Восточную Азию и на Ближний Восток, и повышением конкурентных преимуществ за счет доступа к дешевому сырью. Российские нефтехимические компании существенно уступают иностранным конкурентам из-за свертывания отрасли в 90-х годах прошлого века. В других регионах мира нефтехимия быстро развивается благодаря системному подходу к бизнесу и активной государственной поддержке. Например, в Странах Ближнего Востока государство использует инструменты как прямого финансирования проектов, так и косвенной помощи в виде контроля цен на сырье, налоговых послаблений и развития инфраструктуры.

Мое мнение, для успешного развития нефтехимии в России необходима комплексная реализация проектов и мероприятия по импортозамещению, развитию внутреннего рынка при активной государственной поддержке с использованием законодательно-правовых налоговых и финансовых мер.

Редакция сайта "Рупек": Как вы оцениваете действия ФАС? Положительна или отрицательна роль вмешательств ведомства?

Дмитрий Александров, аналитик ИГ "Универ": Здесь вот какой вопрос главный, в связи с упоминанием ФАС: в этой службе контролем занимаются люди, имеющие опыт работы к отрасли или нет? Там финансисты или производственники?

Борис Анисимов: Роль ФАС в решение вопросов цены и ценообразования и доступа к сырью должна быть положительной. Разбираться в каждом конкретном случае конфликтов интересов должны специалисты высокой квалификации именно в этой области. Отсутствие таковых серьезно сказывается на качестве заключений и рекомендации ФАС. Любая ошибка, допущенная в результате расследования, может стоить производителю сотен миллионов рублей. Необходимо решение вопросов кадрового и мотивации специалистов ФАС по направлениям.

Надежда Пинигина: ФАС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативно-правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. ФАС необходима в качестве арбитра, регулирующего монопольные рынки, с целью пресечения недобросовестных, дискриминирующих действий участников рынков. Аналогичные службы есть во всех развитых странах мира. Практика вмешательства антимонопольных служб в функционирование рынков и взаимоотношения их участников показала свою эффективность как за рубежом, так и в России.

Редакция сайта "Рупек": Инвестиции в инфраструктуру для сырья: кто должен платить за прокладку новых маршрутов?

Надежда Пинигина: Инвесторами в создании транспортной инфраструктуры могут быть как частные компании, так и государство. Состав участников инвестиционных проектов должен формироваться исходя из масштабности проектов и степени заинтересованности сторон в его реализации. Если речь идет о трубопроводе национального значения, обеспечивающего решение стратегических государственных задач, то расходы по его созданию ложатся прежде всего на государство. В случае некрупных проектов местного масштаба, инвесторами должны выступать непосредственные пользователи инфраструктурных объектов. Самым оптимальным вариантом является создание инфраструктуры на условиях частно-государственного партнерства.

Борис Анисимов: Доступ к процессам инвестиций и сами инвестиции в добыче должны находиться под контролем государства. Но возможности должны быть предоставлены организациям и компаниям, подтвердившим свою состоятельность в специальном государственном органе.

Новые маршруты должны быть разработаны ведущими организациями в области нефтехимии РФ и согласованы в Минэнерго РФ для соответствия и связи с планами других министерств и ведомств и соблюдения государственных интересов. После согласования и утверждения маршрутов выполнение и контроль исполнения проекта должно взять на себя государство, а прокладку и эксплуатацию – выбранный на конкурсной основе инвестор.

Редакция сайта "Рупек": Как контрагенты должны выстраивать свои отношения? Насколько далеко можно зайти в уступках друг другу?

Надежда Пинигина: Между сторонами должны выстраиваться партнерские отношения. Стороны должны вести конструктивный диалог. Достигнутые договоренности должны соблюдаться, а взятые на себя обязательства выполняться. Все определяется в переговорном процессе, если это два партнера, которые поставили задачу договориться - они всегда договорятся.

Борис Анисимов: Выстраивание отношений между контрагентами – дело самих контрагентов. А в уступках можно зайти настолько далеко, что обратно вернуться будет уже невозможно.

Редакция сайта "Рупек": Каков должен быть механизм выхода из ситуации, когда традиционный поставщик расширил мощности и направил сырье на свои нужды?

Надежда Пинигина: Главное во взаимоотношениях партнеров – предсказуемость решений, открытость во взаимоотношениях и гарантии. Если рассматривать случай ОАО "Каустик" с ОАО "СНОС", то мы исторически и традиционно были связаны производственно-технологической цепочкой. Наши планы по развитию согласовывались и выдавались друг другу определенные гарантии, так в августе 2007 года было подписано соглашение между ОАО "Каустик" и ОАО "СНОС" о совместном участии по расширению мощности по производству этилена, каждая из сторон взяла на себя обязательства, в том числе и финансовые. В соглашении расписаны сроки, объемы.

ОАО "Каустик" было профинансировано увеличение мощности ПВХ до 200 тыс.тн. под гарантии поставки этилена со стороны ОАО "СНОС". 15 ноября 2009 года проведены переговоры с ОАО "СНОС" по заключению долгосрочного договора сроком от 5 до 10 лет с определением формулы цены. Были определены формула цены и порядок ее формирования на 5 лет, гарантирован объем поставки этилена в размере 100 тыс.тн. в год. Все протоколы были подписаны высшими менеджерами ОАО "СНОС", но в августе 2010 г. было объявлено о том, что все объемы этилена используются на внутреннее потребление ОАО "СНОС", а часть объема продана другим потребителям.

Во избежание подобных ситуаций необходимо четко соблюдать договоренности и своевременно информировать о своих планах участников рынка. В нашей ситуации, если бы г-н Шавалеев Д.А. не подписал соглашение о синхронном развитии наших производств 3 года назад, мы бы нашли другие пути обеспечения ОАО "Каустик" этиленом.

Борис Анисимов: Соглашение от 2007 года прописывало только основные моменты ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ договоренностей. Но не было конкретизировано дальнейшими документами. Например, пункт 8 Соглашения, который предусматривает согласование графиков реализации проектов расширения мощностей как на ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», так и на ОАО «Каустик». Увеличение мощности ОАО «Каустик» по ПВХ до 200 тыс. тн прошло без согласования графиков реализации проекта увеличения мощности ЭП-300 до ЭП-380 на ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».

И остается вопрос: как будет организована реализация избыточного объема хлора, полученного для производства ПВХ в 200 тыс. тн? Как нам известно, производство эпихлоргидрина, основного потребителя избыточного хлора, ОАО «Каустик» сегодня не действует.

По п.2 Соглашения, которые Вы упомянули, ИМЕННО ОАО «Каустик» должен был гарантировать приобретение у ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» этилена в объеме 190 тыс. тн/год на долгосрочной основе по согласованной сторонами цене по завершению проекта расширения мощности ОАО «Каустик» до 400 тыс тн/год по ПВХ. На сегодня проект не завершен.

Борис Анисимов: Безвыходных ситуаций не бывает. Надо договариваться.

Редакция сайта "Рупек": Есть ли смысл в создании единого резерва отдельных видов сырья (СУГ, этилен и т. п.)?

Борис Анисимов: Создание резерва считаю целесообразным для реально действующих производств в целях предотвращения срыва поставок на производства, использующие данные продукты.

Надежда Пинигина: Наше предприятие находится на этиленовом кольце Салават-Стерлитамак-Нижняя Кама-Казань. Этилен представляет из себя газ, транспортировка которого осуществляется исключительно по трубопроводу. В связи с тем, что этилен невозможно доставить другим способом, необходимо иметь страховой запас на случай непредвиденных остановок и обеспечения сырьем во время плановых ремонтов отдельных установок.

Редакция сайта "Рупек": Возможен ли вариант создания "государственных сырьевых предприятий", обеспечивающих поставки всем желающим?

Надежда Пинигина: Возможно создание любых компаний, в том числе и государственных (которые уже существуют на территории РФ). Главное, для развития нефтехимической отрасли необходимо обеспечить доступ к сырью производителей продукции.

Борис Анисимов: "Государственные сырьевые предприятия" уже созданы: "Газпром", "Роснефть", "Газпром нефть" и другие. "Поставки всем желающим" невозможны. Схема поставок и потребителей должны быть полностью "прозрачными", направления и переработка сырья должны быть понятны, также должен быть понятен и конечный производитель продукции на основе данного сырья. Распределение сырьевых потоков от государственного предприятия требует четкого планирования.

Редакция сайта "Рупек": Риск долгосрочных соглашений: что делать, если продукция передела потеряла сбыт или формульные цены на сырье волатильнее цен на продукцию?

Борис Анисимов: Риск в долгосрочных соглашениях имеется, и достаточно серьезный. Требуется очень тщательная проработка контракта и описание всех рисковых ситуаций и действий сторон контракта в данных ситуациях. Оценить все риски практически невозможно. Поэтому считаю, что долгосрочный контракт должен быть рамочным, описывающим основные принципы работы двух или более контрагентов, а ежегодно основные пункты контракта должны быть описаны дополнительным соглашением или в другой форме.

Надежда Пинигина: В договоре может быть предусмотрен различный сценарий развития событий, например может быть предусмотрен коридор формирования цены: предусмотрение минимальной и максимальной цены. Если партнеры заключают договор и его исполняют, то всегда может быть заключено дополнительное соглашение к договору в соответствии с возникшей ситуацией.

Дмитрий Александров, ИГ "Универ": Достаточным ли Вы считаете возможности по обороту нефтехимических продуктов (и базовых мономеров) на свободном рынке и необходимо ли создать активную торговлю данными товарами на бирже (Санкт-Петербургская ТС или иная)?

Надежда Пинигина: Оборот нефтехимических продуктов на свободном рынке действительно недостаточен, но биржевая торговля вряд ли поможет решить эти проблемы.

Борис Анисимов: Да, это возможно, но количество потребителей (менее 5) и возможности транспортировки (только по трубопроводу) являются серьезным ограничением для биржевой торговли.

Аналитик Горбунков: Можно ли считать позицию ФАС официальным проявлением позиции государства? Какую в таком функцию роль должно выполнить Минэнерго? Чего ждут участники от совещания 13 сентября?

Борис Анисимов: Позиция ФАС – это позиция ФАС и отражает мнение государства в рамках делегированных государством ФАСу полномочий.

А 13 сентября Министерство энергетики РФ представит доклад о стратегии развития нефтехимической отрасли в России. Мы ждем этого и хотим узнать мнение других участников совещания в Нижнем Новгороде.

Надежда Пинигина: Поскольку ФАС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, решения данной службы отражают интересы государства. Минэнерго отвечает за комплексное развитие топливно-энергетического комплекса и также представляет интересы государства.

От совещания 13 сентября 2010 года ждем определения перспектив и направлений развития нефтехимической отрасли Российской Федерации.

Аналитик Горбунков: Кстати, есть мнение, что все беды - от разрыва единой производственной цепочки. Может быть, пора перестать воевать и начать строить ВИНКИ?

Борис Анисимов: Прошу зайти в Википедию и прочитать, что такое ВИНК. Второе. Международный опыт и существующий в России опыт показывают возможность оптимальной работы переработчиков углеводородного сырья без участия ВИНК, например, ОАО "Каустик", ООО "Саянскхимпласт", ООО "ЕТК".

Надежда Пинигина: Проблемы есть. Необходимо разработать четкую государственную политику по развитию нефтехимического комплекса, создать равные условия для всех участников рынка, будь то вертикально интегрированные компании или небольшие частные компании.

Porso_Rosso: Складывается впечатление, что государство всем должно: должно поддержать инфраструктурно, налогами, арбитражем, пошлинами и т.д. Отчасти это, конечно, так, но что тогда остается компаниям, прибыль делить? Уважаемые коллеги, у меня такой вопрос: а что мешает участникам рынка создать независимый отраслевой арбитраж? На базе РСХ, РСПП?

Борис Анисимов: Считаю, существующих организаций и ведомств вполне достаточно.

Надежда Пинигина: В 2003 году был создан координационный совет этиленопроизводящих и этиленопотребляющих производств Республик Башкортостан и Татарстан, целью которого было взаимное сотрудничество и межрегиональная интеграция нефтехимических комплексов Республик. Следует восстановить деятельность Совета, и нет необходимости в привлечении или создании дополнительных организаций

Бормотов Бормотов: Где-то уже подмечалась несущественность - в масштабах 2 компаний - суммы преткновения. Несколько миллионов рублей. Отсюда слухи о каком-то ином подтексте разногласий. Как прокомментируете?

Борис Анисимов: Без комментариев.

Надежда Пинигина: В бизнесе не бывает существенных и не существенных сумм. Суть разногласий в подходах к ценообразованию, если говорим о том, что формула цены должна отражать технологию, то ничего кроме реальных технологических коэффициентов быть в ней не должно.

Инесса Землер (журналист): Считают ли стороны свой конфликт чисто экономическим или без государства не обойтись?

Борис Анисимов: Да, конфликт лежит исключительно в экономической плоскости. Можно обойтись и без вмешательства государства.

Надежда Пинигина: Конфликт носит экономический характер, разрешение которого без стороннего арбитра представляется затруднительным. ОАО "Каустик" вынуждено было обратиться в ФАС (орган, регулирующий взаимоотношения участников рынка) с целью выхода из конфликта.

Porco_Rosso: Вопрос Н.Пинигиной - как быть вашему предприятию в свете будущих этиленоемких проектов самого СНОСа? Тут у сырьевой компании появится железный аргумент...

Надежда Пинигина: Мы рассматриваем все альтернативные варианты по обеспечению производства ПВХ сырьем.

Константин Андреев: Как быть, если на совещании у В.В.Путина г-н Артемьев даст распоряжение работать ТОЛЬКО по их рекомендации Это 18012 за тонну. Ниже себестоимости СНОСа, кстати?

Борис Анисимов: А И.Артемьев предложит вариант учета и отнесения убытков, полученных СНОС от реализации этилена по такой цене? Считаем, и об этом официально уведомляем ФАС РФ, что в определении базовой цены и расчета изменений цен на нефть в формуле, предложенной ведомством, имеются серьезные ошибки. Формула требует доработки, но имеет право на жизнь.

Редакция сайта "Рупек": Уважаемые участники конференции! К сожалению, время нашего обсуждения истекло. Спасибо всем за интересную дискуссию, ждем вас на страницах нашего портала!

Вернуться в раздел