Войти используя аккаунт
Войти используя аккаунт:
Логин Пароль Забыли свой пароль?

СИБУР зовет в Усть-Лугу

6.07.2010 / 18:15

"СИБУР Холдинг" в мае начал строительство в порту Усть-Луга терминала по перевалке сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов. К концу 2012 года, когда терминал должен быть сдан в эксплуатацию, в России появится крупнейший и ближайший к основным производителям пропускной пункт для экспорта сжиженных газов в Европу.

Новый терминал на побережье Балтийского моря позволит транспортировать СУГ на принципиально новые рынки сбыта. Поэтому, как отмечают эксперты, использованием терминала должны заинтересоваться и другие производители сжиженных газов.

"СИБУР" уже заявил, что готов предоставить часть своих мощностей сторонним производителям. Впрочем, в какой степени они смогут воспользоваться преимуществом нового "окна в Европу", будет зависеть как от утвержденных тарифных условий по перевозке СУГ в этом направлении, так и от того, смогут ли производители обеспечить необходимый уровень качества продукции.

Вышли в порт

Проектирование терминала на территории морского порта Усть-Луга началось в 2007 году. Как рассказал советник президента "СИБУРа" Михаил Федоров на конференции "Организация транспортировки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом", где компания презентовала свой проект, до этого рассматривались и другие варианты размещения комплекса, в частности, в Калининграде, в Балтийске, в эстонском Силламяе. "Но мы поняли, что проект такого масштаба в эти порты просто не вписать", - отмечает он.

Мощность терминала по перевалке СУГ составит 1,5 млн тонн в год. Он станет крупнейшим в РФ и СНГ. Через терминал также сможет переваливаться до 2,5 млн тонн светлых нефтепродуктов.

В настоящее время компания уже получила все необходимые согласования, прошла практически все стадии проектирования, определилась с источниками финансирования и вышла на площадку.

Терминал в Усть-Луге станет первым пунктом по перевалке сжиженных газов в Северо-Западном регионе. При этом он кратчайшим путем свяжет основные добывающие районы Западной Сибири с экспортными рынками. Так, как уточняют в "СИБУРе", расстояние от Тобольска до Финского залива на 500 км меньше, чем до терминала в Одессе.

Мощность по перевалке в Усть-Луге будет обладать еще одним важным преимуществом – глубина подходного причала в порту составляет 13,5 метров – это дает возможность захода танкеров и газовозов большого объема, что обеспечивает существенную логистическую экономию по сравнению с другими экспортными маршрутами. По словам М.Федорова, типовое судно, которые будет обслуживать терминал – рефрижератор грузоподъемностью до 20 тыс. тонн.

Еще одним важным преимуществом терминала станет возможность изотермического хранения и перевалки захоложенных СУГ – на его территории будет создано изотермическое хранилище объемом 40 тыс. кубометров. В настоящее время такой возможности нет ни на одном морском терминале в России и СНГ. Вместе с тем, как отмечают в "СИБУРе", перевалка захоложенных газов имеет одно важное преимущество – объем резервуара газовоза-рефрижератора равен объему резервуаров до 10 обычных газовозов.

Экспортная составляющая

В "СИБУРе" уверены, что новый терминал будет восстребован и обеспечен продуктом. По словам М.Федорова, даже учитывая прогнозируемый рост потребления сжиженных газов внутри страны, их производство все равно не будет успевать за потреблением. Этому будет способствовать и провозглашенная государством программа по доведению объема утилизации ПНГ к 2012 году до 95%. Поэтому экспорт сжиженных газов – вещь неизбежная, считают в "СИБУРе".

В 2009 году в России было произведено порядка 11 млн тонн сжиженных газов. При этом в связи с кризисом произошло существенное сокращение внутреннего потребления. В итоге экспорт СУГ вырос в 1,5 раза, превысив 3 млн тонн. Росту экспорта способствовали также нулевые пошлины на экспорт сжиженных газов, а также действие исключительных тарифов на основных экспортных направлениях для производителей, расположенных на значительном расстоянии от западных границ. По оценкам Минэнерго, к 2015 году производство сжиженных газов в России вырастет до 15 млн тонн. При этом, как отметил заместитель директора департамента маркетинга и реализации жидких углеводородов "НОВАТЭКа" Алексей Кувандыков, внутреннее потребление к этому времени на 4 млн тонн точно не вырастет, вырастет максимум на 2 млн тонн.

Ворота в "большую" Европу

В России пока действует лишь один морской терминал по перевалке СУГ – "Мактрен-Нафта" в 2007 году ввела в порту Темрюк мощность по перевалке 150 тыс. тонн сжиженных газов в год. При этом в 2009 году через терминал было перевалено лишь 80 тыс. тонн СУГ.

Основной объем экспортных поставок сжиженных газов осуществляется по железной дороге в направлении Польши. По данным эксперта Argus Светланы Новолодской, в 2009 году в этом направлении уехало около 950 тыс. тонн сжиженных газов. Это примерно треть от всего российского экспорта. Вторым крупнейшим покупателем сжиженных газов является Турция, которая потребляет порядка 24% СУГ, затем Финляндия (14%) и Белоруссия (10%).

Альтернативой железнодорожным поставкам через сухопутные границы является использование экспортных терминалов в сопредельных государствах, в первую очередь, в Украине – в Одессе, Ильичевске, Керчи. Небольшие объемы отгружаются через терминалы в Риге и Финляндии. При этом все мощности по перевалке, кроме разве что Одессы, достаточно мелководны, что не позволяет отгружать продукцию крупными партиями.

Характеристики проектируемого терминала позволяют рассматривать в качестве целевых рынков более отдаленные страны Западной Европы, до которых по существующим маршрутам компаниям просто не доехать. По мнению С.Новолодской, речь может идти о поставках в район АРА (Амстердам-Роттердам-Антверпен). Это крупный перевалочный пункт, где созданы большие хранилища сжиженных газов. Оттуда компания при возникновении хорошей конъюнктуры может осуществлять поставки СУГ даже в США.

М.Федоров подтверждает, что если раньше компания рассматривала в качестве целевого рынка Польшу, то впоследствии решила переориентировать поставки на более удаленные рынки стран Западной Европы.

Это, в свою очередь, накладывает определенные требования. В частности, необходимость использования более вместительных газовозов. "СИБУР" ранее уже заключил с "Совкомфлотом" предварительный меморандум, в соответствии с которым эта компания обязуется построить газовозы и сдать их в долгосрочных чартер. Однако, как уточняет М.Федоров, скорее всего, этот меморандум будет пересматриваться.

Кроме того, если Польша, потребляет в основном смесь пропан-бутана (СПБТ), то торговля в АРА осуществляется только чистыми продуктами – пропаном и бутаном. В "СИБУРе" отмечают, что именно "продукты с чистотой газа выше 95%" и будут переваливаться в Усть-Луге. Это будет одним из основных критерием "отбора" возможных партнеров: "Основной вопрос будет в том, сможет ли поставщик обеспечить необходимый уровень качества", отмечают в компании.

Тогда мы идем к вам!

"СИБУР" уже заявил, что основным партнером компании по перевалке нефтепродуктов станет "Газпром нефть". Что касается сжиженных газов, интерес к использованию терминала проявляет "НОВАТЭК". Впрочем, пока производитель газа в своих высказываниях осторожен. "Если у терминала "СИБУРа" будут выгодные экономические условия, то мы готовы рассматривать это направление", - отмечает А.Кувандыков.

В "СИБУРе" пока лишь уверяют, что ставки по перевалке в Усть-Луге будут "в рынке". Однако в холдинге оговариваются, что "сейчас даже такого рынка нет" – ведь терминал в Усть-Луге станет, по сути, уникальным объектом для России.

Вместе с тем, пока остается открытым вопрос о том, сможет ли "СИБУР" добиться введения исключительных тарифов на перевозку СУГ в направлении Усть-Луги.

К 2012 году, как ожидается, на Украине будет введен еще один экспортный терминал – в Тамани. Его мощность составит 1 млн тонн. При этом он так же, как терминал в Усть-Луге, сможет принимать большие суда. Ведутся также работы по строительству выносного причального комплекса в порту Темрюк, что позволит принимать в этом порту суда с большей осадкой.

Впрочем, как отмечают эксперты, с портами южных направлений Усть-Луга вряд ли будет конкурировать – слишком разные целевые рынки. Но для повышения эффективности транспортировки в направлении Усть-Луги "СИБУРу" в любом случае придется поднимать вопрос о введении специальных тарифов.

По мнению С.Новолодской, после запуска Усть-Луги "СИБУР", скорее всего, откажется от использования терминалов в Риге и Финляндии. При этом железнодорожные поставки в направлении Польши, скорее всего, сохранятся примерно в тех же объемах. Кроме этого, значительные объемы компания будет по-прежнему переваливать через Одессу. Таким образом, принципиального передела рынка после ввода терминала эксперты не ожидают. "Через терминал будут переваливаться, в основном, новые объемы СУГ, которые появятся на рынке в 2012 году, структура же существующих поставок сильно измениться не должна", - считает С.Новолодская.

Вернуться в раздел